Отдыхая недавно с друзьями, я упомянул имя Ким Кардашьян. И — наткнулся на непонимающие лица: ни ребята, ни девчонки про такую не слышали. Впрочем, больше всего меня поразила не реакция друзей (в конце концов моя ежедневная информационная жвачка на 99% состоит из «зарубежья», а в России, вероятно, свои герои), а моя собственная неспособность объяснить, кто же она такая. Ведь я вижу её имя по нескольку раз на дню (буквально!), а объяснить в двух словах, кто и почему — не смог. Помнится, выдавил из себя что-то вроде «светская львица», сам до конца не понимая, что же это означает — и решил разобраться на досуге.
Чтобы не рассуждать на пустом месте, откроем любой новостной коллектор, ну да хоть Google News, и сделаем выборку по фамилии Kardashian. «Ники Минаж и Ким Кардашьян возглавили список самых дурно одетых звёзд». «Ким Кардашьян с друзьями направляются на праздничный обед». «Тайлер Перри показал Ким задницу (уж простите, так в тексте) в своём новом фильме». «Ник Кэннон разругался с Ким из-за ленты с записью их постельной сцены». И так далее, и тому подобное. Задача очевидно не стала легче: старое правило «скажи мне, кто твой друг» тут явно не работает (кто все эти люди?).
Забегая вперёд, скажу, что получившаяся картинка вообще характерна для Ким. Какие бы ресурсы вы ни задействовали, невероятно трудно будет отыскать хотя бы попытки анализа её успеха. В основном всё то же: тысячи и тысячи публикаций, забитых мусором про то, что она надела, куда пошла, с кем говорила, и прочим подобным.
Лишь потратив час-другой на поиски, получим подборку более или менее конкретных сведений. Так кто же такая Ким Кардашьян? Актриса? Что ж, она действительно засветилась в нескольких фильмах и побывала гостем в паре сериалов. Назвать её особенно талантливой, впрочем, не поднимается рука. Её дебютную ленту («Нереальный блокбастер») сообщество кинолюбителей IMDb оценило аж на два балла из десяти. А трейлер последнего фильма («Семейный консультант» того самого Перри) демонстрирует Ким ровно в одной сцене.
Модель? Да, в гриме она ничего себе, но не сочтите за грубость, формы Ким — на любителя. И совсем не случайно в «случайных» фотографиях из жизни (которых полно на её инстаграмовской страничке) её слабые места очень профессионально остаются за кадром.
Предприниматель? Модный дизайнер? Да, совместно с родными она открыла бутик, но этот бизнес больше помог ей в установлении контактов с миром софитов и гламура, нежели принёс денег.
Порнозвезда? Уже теплее. XXX-гигант Vivid Entertainment смонтировал из её утекшей домашней записи постельных утех с хип-хопером Ray J полноценный фильм, «Ким Кардашьян суперзвезда». О художественных достоинствах ничего сказать не могу, ибо посмотреть просто не успел. Но по крайней мере IMDb оценила его уже на 5.5 баллов.
Телезвезда? Пожалуй. Документально-развлекательный сериал «Семейство Кардашьян», с которого, по одной из версий, и началось восхождение сестёр Кардашьян к вершинам славы (у Ким четыре сестры, и брат ещё есть, но предлагаю про них забыть, а то и электронной бумаги не хватит), действительно имел успех. Именно контракт с телеканалом E! сделал Ким богатой (её состояние оценивается в 35 млн. долл.) и узнаваемой в лицо — по крайней мере, англоязычной аудиторией.
Википедия, вдобавок к этим многочисленным статусам, определяет Ким ещё и как автора (сёстры сработали автобиографию, фотографий в которой больше, чем текста). Но главное — предлагает удобный, как говорят компьютерщики, «контейнер» для упаковки всех этих разнообразных талантов в одно слово.
Ким Кардашьян — socialite, та сама светская львица. Человек, принадлежащий или причисляемый к высшему сословию, а потому проводящий большую часть жизни в развлечениях. Определение это замечательно тем, что собственно человека ни к чему не обязывает. Кто-то однажды хорошо пошутил, что Ким знаменита тем, что знаменита. И в этой шутке больше правды, чем можно подумать.
Говорят, большое видится на расстоянии. Так вот, знаете, чем Ким запомнится потомкам? Не дизайнерскими шмотками, не порнографией, не актёрской работой. Термину socialite сто лет в обед, но Кардашьян смогла добавить ему новый оттенок. Ким представляет немногочисленное ещё поколение знаменитостей новой волны, появившихся и (главное!) существующих благодаря Интернет.
У глобальной сети есть замечательное свойство: при правильной подаче материала, рост затрат на его распространение может быть непропорционально слабым или вовсе не зависящим от размеров целевой аудитории. Иначе говоря, появляется возможность, затратив сущие копейки, охватить заметную часть населения Земли. Чем это может помочь лицам без определённого рода занятий, вроде Ким? Потратившись (возможно — потратившись изрядно) на то, чтобы пробудить к себе интерес публики, так сказать запустив двигатель интереса, подпитывать его топливом впоследствии можно очень дёшево.
Искрой, запустившей движок Ким, стали утекшая секс-лента, откровенная съёмка для Playboy (всё это 2007 год) и, в меньшей степени, сериал «Семейство Кардашьян». На тот момент Ким уже была подругой блондинки номер один Пэрис Хилтон, крутила романы с известными музыкантами, а публика любит заглянуть под юбку знаменитостям и их случайным знакомым.
Но вот двигатель запущен. Теперь, чтобы поддерживать его в работающем состоянии, достаточно планомерно набивать топку — что стоит копейки, ведь на дворе не 80-е годы. Нынче не каждый тинейджер читает газеты и смотрит ТВ, зато у каждого есть аккаунт хотя бы в одной социальной сети. Как есть и у Ким.
У неё семнадцать миллионов верных читателей в Twitter, одиннадцать миллионов человек «лайкнуло» её страницу на Facebook, каждый её фотографический чих ловят шесть миллионов пар глаз через Instagram. Плюс личный блог, который Ким скромно называет «самым быстрорастущим селебрити-блогом в мире». Может и преувеличивает, но это не так важно.
Важно, что в какой-то момент эта огромная махина, и так работающая за гроши (ну сколько стоит отправить один твит?), начинает вовсе работать сама, ещё сильней удешевляя процесс поддержания мотивации. Что видит сетянин, случайно забредший в фотоленту или микроблог Ким Кардашьян? Прежде всего — бесчисленные нули на счётчике посещаемости. Так что он вливается в общую массу, даже не задаваясь вопросом, из-за чего шум, и — вот они, новые ретвиты, репосты, лайки, плюсы.
Новостные ленты Ким забиты собачками, шузами, тряпками, косметикой. Та же картина и в кардашьяновской автобиографии, которую критики называют ужасающим набором банальностей. А большего и не надо: двигатель-то уже прогрет и крутится, готовый проглотить что угодно.
Впрочем ещё больше, чем собственно интерес к Кардашьянам, меня поражает презрительное к ним отношение. Из двух случайных встречных двое про Ким никогда не слышали, а третий непременно выскажет «фи». А ведь это тот самый случай, когда стоит разделять личное и профессиональное! Пусть вам не нравится пятая точка Ким или слащавые баллады Бибера. Не слушайте и не смотрите. Но их методам культивации интереса к собственной персоне, пожалуй, стоит поучиться.