Не добившись успеха в создании искусственного интеллекта, исследователи, похоже, решили пойти иным путём, более, так сказать, очевидным: создать подобие искусственного мозга, симулируя его основные составные части – нейроны и синапсы. Правда, и тут подходы могут различаться очень сильно. Например, нейрологи Универсистета Ватерлоо (Онтарио, Канада), создали “крупнейшую работающую модель мозга”, насчитывающую 2,5 млн имитируемых нейронов. В модели мозга, созданной IBM, 530 миллиардов нейронов. Крупнейшую, говорите?

Исследователи Университета Ватерлоо, однако, настаивают на своём, указывая, что —

“…хотя другим исследователям удалось добиться впечатляющих масштабов, ни одна из крупных импульсных нейронных моделей не смогла продемонстрировать связь симуляций с выполнением разнообразных действий и форм поведения…”

Иными словами, речь идёт о том, что моделируется “внутренняя кухня”, внутренние процессы мозга живого существа, но не те реакции, которые такой мозг будет выдавать в ответ на внешние раздражители и на выполнение им каких-то задач.

А вот разработка Университета Ватерлоо как раз на это и нацелена.

Симулятор мозга SPAUN (Semantic Pointer Architecture Unified Network – Единая сеть на основе архитектуры семантических точек) имитирует биологические особенности каждого нейрона, включая то, какие нейротрансмиттеры используются, как генерируются электрические сигналы в клетке и как осуществляется коммуникация между клетками. Эта сеть используется для обработки визуальных образов и управляет автоматическим манипулятором, с помощью которого SPAUN отвечает на полученные задания (перцепционные, когнитивные и моторные). Попросту говоря, пишет ответы на вопросы и задания.

Как и мозг живого существа, SPAUN способен переключаться от выполнения одного задания к другому, запоминать и узнавать определённые объекты и запоминать серии чисел.

Кроме того, поскольку моделирование осуществляется на биологическом уровне, SPAUN можно использовать для исследований того, как изменения в структуре мозга (старение, нейродегенеративные заболевания) сказываются на поведении.