Мыло вымести поганою метлой! В чём провинилась электронная почта?

Вот уже вторую неделю не утихают страсти вокруг обещания компании Atos S.A. — транснационального гиганта ИТ-сервисов с корнями во Франции — отказаться от использования электронной почты. Корпорация с многомиллиардным годовым оборотом обмолвилась об этом странном желании ещё в феврале, а сейчас решение вступает в силу. Atos не отказывается от общения по «мылу» с партнёрами и клиентами — что точно было бы сумасшествием. На новые технологические рельсы планируется перевести только внутренние коммуникации.

За полтора года почтовая переписка между сотрудниками должна быть сведена к нулю. Её место займут интернет-пейджинг, внутрикорпоративная социальная сеть и различные инструменты для совместной дистанционной работы. Пример подаёт лично CEO Atos, Терри Бретон, за три года на посту, якобы, не отправивший ни одного email-сообщения.

Бретон и его единомышленники сравнивают засилье электронной почты с загрязнением окружающей среды. Мы живём в век информационных технологий и производим информацию промышленными объёмами, не хуже любого материального продукта. Неудивительно, что рано или поздно значительная часть произведённого точно так же оказывается на свалке — с той лишь разницей, что главным коллектором мусора в данном случае выступают почтовые ящики. На разбор этих завалов с целью извлечения полезных крупиц уходит огромное количество времени. Что ж, так же как индустриальный век заставил нас задуматься об охране природы, мы явно достигли точки, в которой необходимо подумать о чистоте инфопространства.

По данным Atos, только каждое десятое письмо из двух сотен в среднем получаемых типичным сотрудником компании ежедневно, имеет отношение к делу и действительно заслуживает внимания. Всё прочее может и должно быть выброшено без прочтения: спам (примерно каждое пятое), праздная переписка с коллегами и т.п.

Статистика утверждает: чтобы сосредоточиться на рабочих вопросах после прочтения письма, не имеющего отношения к делу, требуется минута. Ещё несколько секунд на чтение заголовка просочившейся через фильтры рекламы. Ещё десяток на осмысление и удаление каждого устаревшего сообщения от коллег — и так далее, и так далее. Представьте теперь, сколько трудодней уходят впустую в одной только Atos, если девять из десяти её сотрудников до сих пор пользуются почтой, а всего в компании трудятся свыше 70 тысяч человек!

Впрочем, назвать Atos первооткрывателем почтовой проблемы было бы несправедливо. Этой песне уже много лет и, к примеру, года четыре назад по Западу даже гуляло модное поветрие под названием «No e-mails Friday» (букв. пятница без почты). Так бизнесы всех размеров (вплоть до самых крупных, таких как Intel) пытались уменьшить потерю времени, связанную с разбором почтовых завалов. Но мода на беспочтовые пятницы сошла на нет, а воз и ныне там.

Однако то, чего не удалось добиться в административно-приказном порядке, может свершиться само собой благодаря притоку в офисы молодёжи. Та же статистика говорит, что чем моложе сотрудник, тем меньше он зависит от e-mail и больше полагается на появившиеся сравнительно недавно коммуникационные инструменты, вроде социальных сетей и мгновенных сообщений (интернет-пейджинг: ICQ и т.п.). По данным comScore, американцы до 35 лет с каждым годом тратят на работу с e-mail всё меньше времени — и чем моложе респондент, тем сильнее эффект. Та же ситуация в Европе: во Франции, к примеру, теперь только каждый десятый пользователь в возрасте до 20 лет общается посредством «электропочты».

Потерю интереса к e-mail можно объяснить отсутствием привычки. Ведь это для «стариков» за 35 знакомство с Сетью начиналось с почты и почтовых конференций Usenet. Юная аудитория стартовала уже с интернет-пейджеров, социальных сетей и видеочатов — и её представителям нужна веская причина, чтобы обратиться к технологии, которой в нынешнем году исполнилось 40 лет.

Но есть и другое — и более вероятное — объяснение. Дело в том, что несмотря на внешнюю схожесть с электронной почтой, новомодные коммуникационные инструменты обладают парой принципиальных отличий. Пейджинг, мультимедиа-конференции и прочие подобные «заточены» на работу в реальном времени, а кроме того обладают ещё и сравнительно невысокой совместимостью с конкурирующими решениями. На заре Интернета и Веб эти особенности доставляли бы больше неудобств, но времена меняются. Для электронной почты проклятием стало то, что когда-то обеспечило ей популярность.

Асинхронность e-mail (не требуется одновременного присутствия всех участников дискуссии) означает, что в ящике скапливаются сотни непрочитанных писем, разбирать которые приходится и в рабочее время, и даже в выходные. Абсолютная совместимость (почтовый адрес — самый популярный унифицированный идентификатор на планете, не считая телефонного номера) превращает электронную почту в идеальный инструмент для рекламы, а это означает спам.

Вот почему в Atos решили обратиться к более современным средствам персональных коммуникаций. И пусть они не были первыми, их поступок заслуживает упоминания хотя бы по той причине, что на текущий момент это крупнейшая компания, решившаяся отказаться от электронной почты совсем, а не уменьшать дозу пятничными перерывами. Вот только не все верят, что эксперимент удастся.

Скептики апеллируют прежде всего к физиологической потребности человеческого существа в краткосрочных периодических перерывах. Пусть внутреннюю переписку по «мылу» запретят под страхом штрафа — сотрудники будут меняться смешными фотографиями котов и анекдотами через «аську», MS Lync, Yammer или корпоративную wiki (что уж там прикажет использовать руководство). В конце концов, человек не машина, и есть научно доказанные свидетельства того, что минутные передышки благоприятно сказываются на производительности труда.

Отсюда вытекает причина номер два: не факт, что чат или социальная сеть (даже ограниченные только внутрикорпоративным общением) станут меньшим раздражителем на рабочем месте, чем попавшая в немилость почта. Сегодня в Штатах половина офисных сотрудников тратит суммарно по часу в день на отвлечённые разговоры — и e-mail не виновата даже наполовину: время сжирают чаты и обычная телефонная болтовня.

Скептики считают, что разумней не бороться с вредными привычками офисных работяг, а помочь им там, где действительно требуется помощь. По разным оценкам, до четверти рабочего времени среднестатистический сотрудник сегодня тратит на поиск информации в плохо организованных корпоративных базах данных (в почтовой переписке, но и в россыпи файлов на рабочем столе, в общих сетевых папках и т.п.). Устранив эту проблему, можно надеяться на действительно ощутимый прирост производительности.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях