Находить позитив в российских экономических итогах уходящего года могут только очень интересные люди… Дестабилизация национальной валюты, именно то – о чем предупреждал будущий лорд Кейнс во времена подготовки Версальского договора, – что может разрушить хозяйственный механизм любой страны. Что, как мы помним, и случилось в высокоразвитой Германии… Так что, как пишет канадская Globe and Mail, чувство, которые руководители западных стран испытывают по отношению к своему российскому коллеге зовется в английском тексте именно немецким словом schadenfreude – «злорадство»…
Но Запад – очень разнообразный и очень сложный социум, где хватает людей с самыми разными взглядами. В том числе и говорящих о том, что злорадствовать плохо… И – прежде всего – не с моральной, а с сугубо практической точки зрения. Ну, вот колонка из не нуждающейся в переводе рубрики «RUBELKRISE» из влиятельной германской газеты Die Welt – Wankt Russland, wird Putin noch gefährlicher. Ее автор Михаэль Штюрмер, в прошлом возглавлявший берлинский Фонд науки и политики, описывая чувства западного политического класса, использует то же самое и, естественно, немецкое слово schadenfreude…
Только вот мудрый и многоопытный Михаэль Штюрмер предостерегает общественность Германии от того, чтобы она отдавалась этому самому радостному чувству. По его мнению «Putins Reich leidet unter einer Wirtschaftskrise, die den Rest der Welt nicht unversehrt lassen wird». Легко представить дикую радость украинских и российско-либеральных читателей – обычно не утрудивших себя изучением немецкого – от формулировки «Putins Reich». Но речь идет всего лишь о том, что государство, возглавляемое Путиным, попало в экономический кризис, в результате которого понесет потери и весь остальной мир.
Вот так! Есть такой универсальный принцип, которым хорошо руководствоваться в общении с людьми – как бы они хорошо (или плохо…) не относились к вам, но себя им будет жальче… И финальная стратегия, выбранная ими, будет следовать их интересам. И вот тут мы наблюдаем, что опытные деятели западноевропейской политики начали отмечать, что «Шатающаяся Россия» отнюдь не соответствует их интересам. Во-первых, потому, что «Die Menschen reden von Krieg und haben Angst». Ну, то, что люди заговорили о страхах войны можно и не переводить – немецкое Krieg не забудут в России никогда.
Ну а во-вторых, это причины более скучные, но зато куда более реальные – хозяйственные кризисы они чреваты схлопыванием рынков сбыта. А вот это куда страшнее (если «взвесить» по элементарным законам теории игр риски неизбежного падения продаж, и возможной, но не слишком вероятной, термоядерной войны…). И вот из этого-то исходит и профессор политологического отделения Университете Макгилла Джульетта Джонсон (Juliet Johnson) в статье Why the West should help Putin save the ruble, “Почему Западу следует помочь Путину спасти рубль».
Профессор Джонсон – дама ехидная. Ее перу принадлежит хоть и научная, но и забавная книга A Fistful of Rubles: The Rise and Fall of the Russian Banking System (Cornell 2000) – «Пригоршня рублей: Взлет и падение российской банковской системы» – посвященная истокам богатств эпохи девяностых и схлопыванию тогдашних состояний в кризис 1998 года. (Ехидство ученой дамы проявляется в частности в том, что вторая часть названия книги есть аллюзия на классическую работу Уильяма Ширера The Rise and Fall of the Third Reich…)
Но именно профессор Джонсон, явно не имеющая иллюзий на счет морально-этической сути российского капитализма, призывает политический и экономический истэблишмент Запада спасти курс российской национальной валюты. Конечно, мотивы для этого выдвигаются самые благородные – помощь детям, тьфу, нет, это потомок турецко-подданного им помогал, тут забота о «ближайших к России государствах, в том числе союзников Запада – Украине, Молдавии и Грузии. Принимая во внимание, что украинская экономика уже лежит в руинах, последнее, чего хочет Запад, — это причинить ей еще больший урон, заразив российским кризисом, вызванным санкциями».
Но это так, сахарная оболочка для пилюли. Реальность содержится в словах уважаемого профессора о том, что «паника на финансовых рынках крупных мировых экономик не отвечает ничьим интересам. По той причине, что финансовая паника имеет свойство распространяться. В результате чего валюты стран с развивающимися рынками и тамошних акций уже упали, вслед за российскими бедами…» И поэтому профессор Джонсон предлагает неприятное для части политиков, но полезное лекарство – отмену санкций против России. Потому, что ударив по «простым россиянам», экономический кризис ударит и по зарубежным компаниям, потребителями продукции которых эти россияне являются.
Вот суть! То, что в своих бедах граждане России будут, по мнению профессора Джонсон, винить Запад, на самом деле вторично. И то, что помощь Путину в выходе из хозяйственного кризиса будет прежде всего помощью западных руководителей самим себе – ведь в результате краха кремлевского режима к власти, по ее мнению, могут прийти куда жестче настроенные лидеры – тоже вещь довольно вторичная и гипотетичная. Первичны всегда рынки! Именно ради них в фосгеновом дыму Вердена европейцы крушили друг другу головы палеолитическими дубинками, именно ради них при Мидуэе пикировали на японские авианосцы «донтлесы» Лесли и Маккласки.
А падение рубля сужает объем российского рынка для зарубежных фирм. А наша страна недавно оценивалась в три процента рынка глобального. Немного? Да нет, для любого реального бизнеса это очень и очень много. На здешние рынки входили не годами, а целыми десятилетиями – известная шипучка аж со времен первой «Разрядки», производители спортивной одежды – примерно с тех времен. Потеря такого рынка – чревата гигантскими потерями. И это понимает бизнес. А тем, кто понимает это не сразу, сие объясняют сотрудники финансируемых тем же бизнесом «мозговых танков».
Так что, осуществление мрачных для России прогнозов, содержащихся в статье из Die Welt Russland ist für die Märkte bald nur noch Schrott – «Российские рынки могут превратиться в мусор» не сулит ничего хорошего и для западных держателей российских бумаг и долгов… Не говоря уже о тех, кто намерен сбывать на этих рынках свой товар. Злорадство, конечно, греет душу, но пачка купюр или их отображение на финансово-кибернетическое пространство, греет куда сильнее!
И касается это в очень большой степени и ИТ-бизнеса. Ведь совсем недавно, весной этого года, обнародовались результаты исследований, проведенных аналитическим агентством Loudhouse по заказу компании Riverbed – «ТРАНСФОРМЕРЫ: Как обеспечить окупаемость инвестиций в инновации«. И эффективность отечественных инвестиций в ИТ оценивались весьма высоко, лучше британских… И выходил отчет всего лишь в марте, а кажется – в другую геологическую эпоху.
А сейчас совсем иные новости – «Создание Wi-Fi-сети в Москве заморожено из-за взлета цен на импортное оборудование«. Конечно, части политиков приятно потешить свое schadenfreude чтением таких вестей… Но вот «продажникам» производителей этого оборудования, его проектировщикам и технологам, менеджерам и владельцам бумаг этих самых производителей возможность продать русским это самое оборудование доставило бы куда больше радости. А сейчас этому мешают не столько буржуйские санкции, сколько наш, рухнувший в преисподнюю, рупь.
И вполне здравые авторы поэтому призывают разумную часть политиков и бизнесменов помочь России стабилизировать ее финансовую систему. Не из добрых чувств – начни их кто высказывать, стоило б напрячься. Речь-то явно шла б о циничном мошенничестве, другое дело, когда говорят о корысти – можно и поверить… И тем глобальным ИТ-корпорациям, кто имеет офисы в нашей стране стоит поспособствовать этому процессу, воспользоваться своими лоббистскими возможностями.
Уважаемые сотрудники этих офисов – передайте своему начальству в буржуинствах, что граждане России вполне себе любят большие телевизоры формата 4К (вот третья часть «Людей в черном» и в этом формате остается шедевром политкорректной дебильности). Нравятся им и пятнадцатидюймовые ноутбуки с дисплеем того же формата (хоть терабайт массовой памяти – однозначно издевательство). И десятидюймовый андроид-планшет с разрешением 4HD, да клавиатуркой, вещь хорошая – хотя недостаток памяти «на борту» приходится компенсировать карточкой памяти об 128 гигах. О достоинствах всего этого вполне можно рассказать читателям – когда курс рубля перестанет делать такие рассказы особо циничными…