Японское правительство хочет создать «Google Analytics для страны», чтобы скорее узнавать об экономических проблемах

Администрация кабинета министров Японии обсуждает введение новой системы измерения экономических показателей страны, при которой правительство будет ежедневно получать оперативную информацию из большего числа источников.

Сейчас официальные экономические показатели уточняются раз в месяц, а более сложные исследования проводятся и того реже. Это создаёт две проблемы. Во-первых, такое медленное обновление информации не позволяет оценить, что происходит с экономикой, с достаточной степенью точности. Во-вторых, иногда данные устаревают раньше, чем их используют для принятия решений.

Причина понятна: традиционные методы получения информации о состоянии экономики имеют свои ограничения. Однако есть и другие. Крупные корпорации вроде Walmart или McDonalds используют современные технологии для того, чтобы едва ли не в реальном времени следить за всем, что происходит в тысячах магазинов или ресторанов по всему миру. Контролировать состояние экономики целой страны — более масштабная задача, но суть в конечном счёте та же.

В администрации кабинета министров Японии полагают, что новая система будет измерять экономические показатели раз в неделю или даже ежедневно. Возможными источниками данных, позволяющими оценить колебания потребительского спроса, могут служить, например, кассовые аппараты в супермаркетах и частота определённых запросов в поисковых системах.

О статистике поисковых запросов есть смысл поговорить отдельно. Пару лет назад Банк Англии опубликовал исследование, согласно которому колебания частоты определённых запросов в Google коррелирует с данными о состоянии экономики, полученными более традиционными методами. В частности, изменение популярности запросов «unemployment» (безработица) и «JSA» (британское пособие по безработице) достаточно точно отражало рост числа безработных в Великобритании в изучаемый период. При этом, в отличие от официальных данных о безработице, публикуемых лишь время от времени, узнать статистику запросов в Google можно в любой момент.

Хотя оценки, основанные на поисковой статистике, не всегда дают стопроцентную точность, они всё же лучше, чем полное отсутствие оперативной информации. Центробанки различных государств, в том числе Европейский центральный банк, давно присматриваются к этому индикатору. Банк Японии — не исключение.

Одна из причин заинтересованности японских властей в более быстром получении экономической информации — надвигающиеся изменения налоговой системы. Правительственные органы хотели бы узнать о том, как увеличение налога с оборота повлияло на уровень потребления, не через месяц, как обычно, а по возможности быстро. Без современных технологий это вряд ли удастся.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях