Вы блоггер? Постите к себе рекламные сообщения (пусть и без тэга “реклама”)? Отлично! Теперь именно вы – готовая «кормовая база» для налоговиков. Неуёмный депутат Сергей Железняк обещает, что ФНС будет присматривать за “стимулирующими упоминаниями” товаров и услуг в блогах и доначислять блоггерам налоги на доходы физических лиц. А что, вполне хороший вариант пополнить бюджет РФ.

Сканировать веб-пространство на предмет «стимулирующих упоминаний» товаров и услуг предполагается в круглосуточном режиме. Во всяком случае, именно так обещают в госдумовском Комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи. Речь идёт о том, что ФНС уже «заканчивает установку» некого злобного “искусственного интеллекта”, который будет как, например, “Медиалогия”, не просто постоянно «процеживать» веб-пространство социальных сетей, но и определять положительное упоминание того или иного бренда! Идентифицировать владельца веб-ресурса и выдавать отчёт сотрудникам ФНС. А уже они в «ручном режиме» будут устанавливать владельца блога, высчитывать, сколько он за это мог получить по действующим коммерческим расценкам, устанавливать факт платежа (хотя могут и просто давануть “на дурачка”) и требовать расплатиться с государством. Да-да – 13 процентов от платежей вынь да положь. Проще будет, если вы – ИЧП. Тогда по упрощёнке – только 6 процентов от всех коммерческих платежей. Но ФНС полагает, что наблюдение за блоггерами даст ей возможность увеличить налоговые поступления в бюджет.

Под прицелом будут все соцсети – и Twitter, и ВКонтакте, и Facebook. Но первым на очереди – LiveJournal. Именно там «коммерческие блоги» представлены весьма в большом количестве. А раз так – «мы идём к вам».

Мало кто знает, но пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к числу полномочий налоговых органов относит право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчётным путём. Если не верите мне, погуглите. Найдёте вот такой пассаж: «Налоговые органы вправе: определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объектов налогообложения или ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги».

Длинный этот пассаж, в некоторых частях странный, затянутый и долгий. Но по сути-то – правильный. Отметим, что этой норме корреспондирует ещё один п. 7 ст. 166 НК РФ, в соответствии с которым в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учёта или учёта объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налогов на доходы физических лиц, подлежащие уплате, расчётным путём на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. То есть достаточно будет налоговикам узнать ценники на рекламу у топовых блоггеров, как все остальные попадут “под прицел” по тем же ценам. Ну или примерно по таким же.

Что же, по сути, могут сделать офицеры ФНС? Уверяю вас, при большом желании у них много чего получится. В РФ, как и в СССР, нет хуже того, чтобы «попасть под компанию». Организуют схему «мочи блоггеров ради пополнения бюджета» – и нам всем мало не покажется.

Ну вот LiveJournal. Вполне спокойно там можно запросить махом установочные данные на блоггеров, которые активно рекламируют что-то в своих “бложках”, а в качестве оперативных данных использовать их же постики о том, сколько стоит у них реклама той или иной “этноэкспедиции”, например. Под каждый запрос можно организовать оперативное дело. Дополнительно притянуть сюда все системы переводов начиная с «Яндекс.Деньги». И транзакции нам сразу будут видны – не все чёрным налом расплачиваются.

А даже если и чёрным, не спасёт это. Видишь в блоге ценник, умножаешь на количество логотипов и сразу знаешь, сколько причитается родному государству. Многие топовые блоггеры не стесняются указывать, что почём, причём странички эти уже в кэше браузеров присутствуют. Заодно можно проверить затраты рекламодателей с другой стороны, а они же предпочитают платить чёрным налом! Вот и попались. Так что таблички “этот пост щедро оплачен” в LiveJournal как минимум будут скоро очень позитивно и с радостью восприниматься налоговиками: как же, блоггер сам показывает, кто ему платит деньги. Осталось доначислить ему налоги на три года назад (срок исковой давности), отправить уведомление и ждать, пока он либо прибежит в суд оспорить решение, либо оплатит штраф с пени. В любом случае налоговики в выигрыше: они штраф могут выставить в любом случае, и пени на него будут падать. А блоггеры будут бегать вокруг них и доказывать, что они ничего за рекламу не получали. Или получали, но мало. В любом случае бремя доказательства будет на стороне налогоплательщика, а налоговые органы сразу получат перевыполнение плана и найдут работу для судебных приставов. А как закроют массе народа выезд из России – всем будет очень весело.

Причём надо помнить, что правоприменительная практика признаёт допустимость применения расчётного метода при доначислении налога на доходы физических лиц даже при наличии у налогоплательщика документов бухгалтерского учёта. Фиктивные контракты на рекламу, где вам будут платить “1 рубль за каждое упоминание”, не спасут – “мытари” будут подготовлены. Кстати, они вполне, маскируясь под рекламодателя, могут написать вам запрос о рекламе в вашем бложке, обсудить цены, скидки, варианты выплаты. И взять “на горячем”, благо возможности позволяют.

Пострадают и всевозможные биржи заказных постов. Их клиентскую базу тоже поставят “на карандашик”, благо там везде есть чёткая статистика, кто и сколько получал денег. Не всех получится установить по имени и фамилии, но можно по адресу блога поймать хотя бы кого-то. Для “показательной порки” вполне хватит. Конечно, массового увеличения налоговых поступлений здесь ожидать не получится, но потенциал для роста имеется весьма значительный.

Думаете, что сможете отбиться тем, что это не реклама, а “продакт плейсмент”? Ничуть не бывало – законодатель учтёт и это. Согласно законопроекту, любое стимулирующее упоминание бренда в блоге будет приравниваться к его рекламе. Так что, для сравнения, налоговики возьмут договор того же “МегаФона” или МТС с каким-либо из телеканалов, подсчитают число клиентов у “телека” и у блоггера, введут понижающий коэффициент – и, вуаля, выставят вам счёт на налоги.

Несмотря на то что оборот незарегистрированной рекламы в российских блогах, по словам депутата Г.Д. Железняка, составляет десятки миллионов долларов в год, налогов с этого “сотрудничества” бюджету практически не перепадает. В этом он прав. Но вот как злобная автоматизированная система ФНС оценит, например, критику товара или услуги? Или негативный отзыв о ней в сочетании с хорошей положительной оценкой о другой компании? Как можно будет оценивать посты о пользовательском опыте? Думаю, здесь будет много мелких и крупных сложностей, которые только предстоит описать и преодолеть. Вдобавок надо будет однозначно доказать, что тот или иной блог точно принадлежит конкретному физическому лицу с номером паспорта и адресом регистрации. Вот это будет безусловно непросто.

Атаке, скорее всего, для начала подвергнут первые несколько сотен “топовых” блоггеров – это легче всего и даст наиболее позитивный PR-эффект. Остальным волноваться не стоит – на ваши сотни и, редко, тысячи долларов налоговикам наплевать. Им нужен “крупняк” и побыстрее, он и станет целью. Если это не фейк, то будет весело: законопроект о приравнивании “стимулирующего упоминания в блоге к рекламе” будет внесён в Госдуму в течение 2013 года. Следим за развитием событий.