Акции Zynga, крупнейшей компании, которая занимается социальными играми, катастрофически падают. Аналитики пишут о ней едва ли не в прошедшем времени и заодно хоронят социальные игры. Интересно тут вот что: если смотреть не на новости и курсы акций, а на статистику и квартальные отчёты, складывается совершенно иная картина.

Штаб-квартира Zynga в Сан-Франциско

zoom200

Чем знаменита Zynga

Самую известную игру Zynga – FarmVille можно сравнить с некогда популярным в России “Счастливым фермером”: игроки ухаживают за фермой: сажают овощи, пасут скот и строят дома. Игра использует платформу Flash и представляет собой приложение для Facebook, работающее прямо в браузере.

В отличие от “Счастливого фермера”, давно прекратившего существование, Zynga удалось поставить успех FarmVille на поток. За три года компания разработала больше десятка игр того же типа. Хотя все они бесплатны, определённая доля пользователей платит Zynga за необязательные удобства. Деньги, заработанные таким образом, а также реклама, составляют основу доходов компании.

У Zynga всегда хватало ненавистников. По этой части с компанией, которая разработала FarmVille, может соперничать, пожалуй, только фильм “Сумерки”. И причина почти та же: широкая, но очень специфическая аудитория, интересы которой не особенно близки критикам. В большинстве своём поклонники продукции Zynga никогда не сталкивались с обычными компьютерными играми. Типичный любитель виртуального фермерства – это домохозяйка за сорок, для которой FarmVille, несмотря на его очевидную примитивность, несравнимо привлекательнее очередных серий Call of Duty и Grand Theft Auto.

Бешеная популярность социальных игр стала сюрпризом и для игровой индустрии, и для интернет-рынка. Даже в самую пропащую игру Zynga каждый день играют миллионы человек, а количество пользователей хитовых социальных игр исчисляется десятками миллионов. Это значительно больше, чем у традиционных MMO, на разработку которых тратятся бюджеты голливудских масштабов и десятки тысяч человекочасов. На прошлогодней GDC, главной конференции разработчиков видеоигр, все говорили только об этом.

В компании, занимающиеся социальными играми, потянулась вереница именитых разработчиков. Создатель Civilization II Брайан Рейнольдс стал главным гейм-дизайнером Zynga, а её конкуренты наняли одного из создателей Ultima Online Рафа Костера и легенду геймдева Стива Мерецки. Их коллеги наблюдали за происходящим со смешанными чувствами.

С одной стороны, для многих в этой среде само существование социальных игр – это едва ли не предательство идеалов. Увлекательность FarmVille и иже с ним стремится к нулю (во всяком случае, с точки зрения обычного геймера), зато всё поставлено на службу одной цели: убедить пользователя потратить ещё немного денег. Как выразился президент Sony Online Entertainment Джон Смедли (в своё время тоже известный разработчик), Zynga делает не игры, а “монетизационные продукты”.

Полностью трёхмерный FarmVille 2 открылся в сентябре 2012 года
Полностью трёхмерный FarmVille 2 открылся в сентябре 2012 года

С другой стороны, отмахнуться от социальных игр тоже трудно. Такое количество пользователей и такие деньги игнорировать нельзя, даже если очень хочется.

Неудивительно, что известия о биржевых трудностях Zynga были встречены с таким энтузиазмом. Те, кто был убеждён, что популярность социальных игр – это отклонение от нормы, вздохнули с облегчением. Они с самого начала с нетерпением ждали, когда мода на виртуальных коров пройдёт, и, кажется, дождались.

Свинью подложил Facebook. Первичное размещение акций социальной сети прошло гораздо менее удачно, чем надеялся рынок. Падающие акции Facebook увлекли за собой другие социальные компании, в том числе и Zynga. За несколько месяцев её капитализация, прошлой весной достигавшая 9 миллиардов долларов, сократилась в четыре с лишним раза.

Изменение курса акций Zynga с момента IPO. По вертикали - стоимость акции в долларах. По горизонтали - время
Изменение курса акций Zynga с момента IPO. По вертикали – стоимость акции в долларах

Пресса, ещё недавно певшая социальным играм дифирамбы, быстро сменила пластинку. Найти знамения грядущего “социального” апокалипсиса не составило труда. В 2012 году аудитория FarmVille существенно сократилась, а некоторые новые игры, запущенные Zynga, не сумели дотянуть до его уровня популярности. Это ли не свидетельства того, что интерес к социальным играм падает и Zynga обречена? Объявление о прекращении поддержки нескольких старых игр компании, сделанное в декабре, прозвучало признанием того, что да, действительно, не всё в порядке в датском королевстве.

Аналитики объясняют падение интереса к социальным играм их неоригинальностью (это факт – разработчики без зазрения совести копируют находки друг у друга) и однообразием (тоже факт – большинство социальных игр различаются только оформлением). Модель free-to-play, при которой платит лишь малая доля пользователей, тоже не вызывает у аналитиков доверия. Они рекомендуют Zynga заняться поиском “новых формул”, способных заменить наскучившие “фармвилли”, побольше тратить на R&D и подумать о более надёжных способах зарабатывания денег. Иными словами, стать похожими на разработчиков традиционных компьютерных игр.

Недостаток этих советов в том, что их отличает очень слабая связь с реальностью. Чтобы понять, что в действительности происходит с Zynga, нужно следить не за колебаниями курса акций, а за тем, как меняются доходы и количество пользователей компании.

Если пользователям действительно наскучили фармвиллеобразные игрушки и они уходят, значит, аналитики правы: Zynga не спастись. В том случае, если доходы падают, несмотря на рост количества пользователей, у социальных игр тоже нет будущего. Они исчезнут по экономическим причинам.

Цифры не подтверждают ни того, ни другого. Пользователи Zynga не утратили вкуса к нарисованным овощам. В конце 2012 года месячная аудитория (MAU) игр компании достигла рекордного уровня – 311 миллионов человек. Речь идёт не о количестве регистраций. Учитываются только люди, которые действительно использовали продукты Zynga в течение 30 дней.

Месячная аудитория игр Zynga. По горизонтали - аудитория в миллионах человек. По вертикали - кварталы
Месячная аудитория игр Zynga. По горизонтали – аудитория в миллионах человек. По вертикали – кварталы

Чтобы осознать смысл этих цифр, полезно сравнить показатели Zynga с показателями конкурентов. Месячная аудитория Bejeweled Blitz и Sims Social, самых популярных игр для Facebook, разработанных Electronic Arts, колеблется в районе 8,5 миллионов человек. Это впятеро меньше аудитории FarmVille 2, который сейчас занимает в рейтингах первые позиции с 42 миллионами человек.

Что же, новости врут? Нет, всё так: и FarmVille уже не так популярен, как раньше, и новые игры далеко не всегда становятся хитами. Ошибка в интерпретации. Нельзя применять к играм те же мерки, которыми оценивают обычные интернет-сервисы.

Если популярность, к примеру, социальной сети Facebook начнёт падать, то о будущем компании Facebook действительно стоит беспокоиться. Однако FarmVille для Zynga – совсем не то же самое, что социальная сеть для Facebook. Zynga, как и другие игровые компании, занимается бизнесом совсем другого рода – они делают развлекательный контент.

FarmVille – это в первую очередь контент, а не сервис. А контент, в отличие от сервисов, по определению имеет ограниченный срок жизни. И часто – очень короткий. Например, срок жизни традиционных игр, продаваемых в коробках, составляет считанные дни. Вопрос, окупится игра или провалится, решается за первые две-три недели после релиза. То же самое относится к кино: редкий фильм задерживается в кинотеатрах дольше месяца.

Другая особенность этого бизнеса: производить стопроцентно успешный контент невозможно. На каждый хит приходится несколько провалов – это норма и для киноиндустрии, и для книгоиздателей, и для игровых компаний.

В этом смысле у Zynga всё прекрасно. Зинговские провалы очень относительны – они популярнее хитов конкурентов. Даже FarmVille, игра, которая открылась в середине 2009 года, ко всеобщему удивлению ещё жив. Он не так бодр, как раньше, но его месячная аудитория по-прежнему превышает 10 миллионов.

Полная информация о доходах, которые Zynga получила в 2012 году, пока не опубликована, но падение по сравнению с прошлым годом очень маловероятно. В течение первых трёх кварталов года компания выручила больше, чем за тот же период прошлого года.

Доходы Zynga. По вертикали - сумма в миллионах долларов. Кварталы показаны разными цветами. Обратите внимание, что данных о последнем квартале 2012 года пока нет
Доходы Zynga. По вертикали – сумма в миллионах долларов. Кварталы показаны разными цветами. Обратите внимание, что данных о последнем квартале 2012 года пока нет

Чтобы годовой рост доходов оказался отрицательным, результаты четвёртого квартала должны быть в несколько раз хуже, чем в третьем квартале, а этого ничто не предвещает. Если не произойдёт ничего экстраординарного, то самым худшим вариантом для Zynga станет сохранение доходов на прошлогоднем уровне или незначительный рост.

С прибылью дело обстоит не так радужно. 2012 год был убыточным. После успешного IPO Zynga начала быстро расширяться, приобрела несколько небольших компаний и вложила в R&D уйму денег. Только во второй половине года, когда стало ясно, что рынок к ней охладел, Zynga сбавила обороты и принялась урезать расходы. Декабрьское закрытие старых игр, переставших оправдывать своё существование, было шагом именно в этом направлении.

При этом надо понимать, что отсутствие прибыли на ранней стадии существования компании – вовсе не признак того, что дела идут плохо. Убытки Google и Amazon в первые годы работы были посерьёзнее, чем у Zynga. Трудно поверить, но десять лет назад аналитики (не исключено, что те же самые) сомневались в том, что у этих компаний есть шансы на успех.

Если покопаться в старых заголовках, начинаешь по-другому смотреть на прогнозы, меняющиеся после каждого колебания биржевых курсов. Вот, например, цитата из статьи, которую Businessweek опубликовал в 2000 году. Она озаглавлена “Выживет ли Amazon”.

“Менеджеры ведущих фондов, специализирующихся на ИТ-компаниях, начали сокращать количество акций Amazon в своих портфолио – и даже отказываться от них вовсе. Таков конец чудесного существования Amazon в качестве интернет-магазина с большой буквы, перспективы которого совсем недавно казались безграничными.”

В 2000 году Amazon было шесть лет – больше, чем Zynga сейчас. Всё это время компания оставалась убыточной. Аналитики были разочарованы и называли его бизнес-модель порочной. Где теперь Amazon, а где те аналитики?

Из этой аналогии, конечно, не следует, что процветание Zynga неизбежно, а социальные игры никогда не умрут. Вполне возможно, что руководство Zynga ещё допустит ошибки, которых другим удалось избежать. Возможно, компанию действительно ждут непреодолимые проблемы. Но это определённо не те проблемы, о которых все говорят сейчас.