Буквально недавно глава игровой студии Valve Гейб Ньюэлл выступил с речью о том, что Windows 8 — это катастрофа для всех, чей бизнес связан с ПК, и пообещал, что онлайновый магазин Steam уже в ближайшее время заработает на Linux, а следом на ту же платформу будут переноситься две с половиной тысяч продающихся там игр. Заявление впечатляющее и немаловажное с точки зрения судьбы Linux на домашних компьютерах.
Однако с распростёртыми объятьями Valve ждут не все апологеты Linux. Создатель лицензии GPL, движения GNU и Фонда свободного софта (FSF) Ричард Столлмен высказался о намерениях Valve критически: «несвободные игровые программы (как и другие несвободные программы) — неэтичны потому что отказывают своим пользователям в свободах — пишет он, — Если вы хотите быть свободными, единственное требование — это не иметь несвободный софт на своём компьютере».
Игры Valve действительно не только поставляются без исходных кодов (что вряд ли кого-то удивит), но и защищены системой DRM, не позволяющей копировать их с компьютера на компьютер. «Каждый дистрибутив GNU/Linux, который будет поставляться с программой, позволяющей устанавливать эти игры, будет учить пользователей, что свобода не является целью», — пишет Столлмен.
Но несмотря на всё это главный борец за свободу софта признаёт, что если люди будут играть в эти игры на Linux, это будет лучше, чем если бы они делали то же самое с Windows, и что от действий Valve пользы больше чем вреда.
Понятно, что Столлмен судит любое событие по уже давно отработанной схеме: если программа не удовлетворяет составленному им списку требований к свободному софту (права копировать, изменять и распространять код), значит её нужно обходить стороной, а разработчикам грозить пальцем.
Однако если в случае с программами можно приводить примеры успешных свободных разработок, то с играми сложнее: свободных игр не так много, а уж о таких, которые дают возможность своим создателям каким-то образом окупить потраченные усилия, и речи нет — такого явления как коммерческие свободные игры просто не существует. Получается, что отказ от несвободных игр на практике почти равносилен отказу от игр вообще: на одной Battle for Wesnoth долго не продержишься. Для Столлмена, впрочем, это не великая беда — он в игры не играет.
В требованиях Столлмена не учтён и ещё один принципиальный момент. Не каждый разработчик игры хочет, чтобы исходный код был доступен, даже если не собирается зарабатывать на своём творении. Пример есть: Томас Бискап, автор известной игры ADOM, распространяет её бесплатно на протяжении уже многих лет, в том числе и версию для Linux. Но открывать код не считает нужным, ведь заглянув внутрь, игроки смогут разведать все секреты.
Возможен и другой мотив: в отличие от программ, игры имеют немалую творческую составляющую, и не каждый создатель готов отдать своё творение в чужие руки, позволив менять и дорабатывать что угодно. И говорить им, что они в этом случае ведут себя неэтично, как минимум странно.