Сегодня в университете южноиспанского города Малага (Universidad de Malaga) состоится дебютное исполнение музыкального произведения «Transits — Into An Abyss», написанного компьютером. Это не первый подобный опыт, однако впервые творение компьютерного композитора получилось достаточно качественным и выразительным, чтобы «ведущие мировые музыканты» (а конкретнее — участники Лондонского симфонического оркестра) согласились, причём вполне охотно, исполнять его. Премьера посвящена столетию со дня рождения Алана Тьюринга.
Как уже было сказано, это далеко не первая попытка заставить компьютеры сочинять музыкальные композиции. Французский композитор-авангардист Янис Ксенакис экспериментировал с использованием алгоритмов и вычислительных машин в процессе написания музыкальных композиций ещё в 1960-е годы. В 1980-е была создана программа, которая могла осуществлять гармонизацию хоровой музыки в стиле И.С. Баха, и к настоящему моменту разработано множество программных комплексов, способных осуществлять музыкальные импровизации в заданном стиле. Одна из таких программ — разработка Sony под названием Continuator — в своё время даже прошла музыкальную разновидность теста Тьюринга: два музыкальных критика часто не могли отличить игру человека от импровизаций компьютера. И не потому, что человек плохо играл.
Другое дело, что все эти разработки, как правило, не в состоянии написать музыкальное произведение с нуля так, чтобы выдать действительно «человеческий» результат. Iamus, по-видимому, подбирается к этому вплотную.
Любопытен принцип, по которому он работает: вначале генерируются очень короткие музыкальные фразы — «геномы», а затем они начинают эволюционировать (в том числе путём слияния друг с другом), постепенно обретая форму полномасштабных музыкальных произведений. Не обязательно в академической стилистике: Iamus в принципе способен писать музыку на любой заданный лад, автоматически создавать аранжировки для любого набора инструментов и выводить их на печать в готовом для исполнения виде.
Первое произведение, которое Iamus написал, называлось «Hello, World!» (удивительно, правда?). После его исполнения живыми музыкантами в 2011 году критики назвали данную пьесу «ожидаемо сухой и серой». В этот раз, похоже, всё будет по-другому: члены Лондонского симфонического оркестра уже заявили, что Transits воспринимается как «стена звука», местами крайне выразительная.
Сегодняшнее премьерное исполнение «Transits — Into An Abyss» будет транслироваться в Сети. Ну а осенью у компьютера Iamus выйдет первый официально изданный музыкальный альбом…
…Отчего-то этот факт не вызывает восторга.