История мировой авиации – вещь запутанная; большое количество потенциально удачных концептов так никогда и не были доведены до рабочего состояния, некоторые аварии прерывали жизнь весьма интересным проектам, погибавшим не обязательно от своей заведомой несостоятельности, сколько из-за каких-то частных ошибок. Похоже, французский экспериментальный аппарат Col?opt?re (фр. “жук”) обладал определёнными родовыми травмами, которые так и не позволили реализовать интересную идею “кругового крыла”.

Col?opt?re - прототип самолёта с круговым крылом (фото Wikipedia)
После Второй мировой войны инженеры разных стран искали способ создания боевых самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП). Причины на то были самые что ни на есть практические: в 1950-е годы повсеместное распространение получили скоростные реактивные истребители, обладавшие высокими взлётными и посадочными скоростями. Это требовало, соответственно, длинных взлётно-посадочных полос с твёрдым покрытием. Каковые, соответственно, занимали весьма большие площади и содержание которых влетало в копеечку.

Идея СВВП выглядела очень красиво: предполагалось, что такие самолёты будут размещаться вдоль линии фронта как осы в гнезде, взлетать целым роем, сносить вражеские бомбардировщики и сопровождение, и, коли удастся уцелеть, в буквальном смысле скрываться в лесах – до следующей операции.

Во Франции разработками СВВП занимался австрийский инженер Хельмут фон Зборовски, предложивший чрезвычайно радикальный дизайн, в котором у самолёта крыло имело бочковидную форму, окружая фюзеляж. По мнению Зборовски, такое решение позволяло крылу выполнять роль источника энергии (power plant), а заодно снижать лобовое сопротивление самолёта в целом. Более того, фон Зборовски полагал, что, вбрасывание топлива в зазор между круговым крылом и основным корпусом позволит превратить Col?opt?re в сверхзвуковой аппарат с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Построенные прототипы поднимались в воздух девять раз. Испытания выявили огромное количество проблем с управляемостью и стабильностью аппарата в воздухе. Только в последний, девятый раз Col?opt?re пролетел какое-то расстояние в горизонтальном положении, причём совершенно незапланированным образом: он просто “завалился” в ходе спуска. Пилот едва успел катапультироваться и всё равно ощутимо пострадал. А прототип разбился и сгорел. На этом программа разработки этого аппарата была ожидаемым образом свёрнута.