Компания “ВымпелКом” объявила о начале тестирования сети Wi-Fi, проложенной в тоннеле московского метро. К беспроводной сети можно подключаться бесплатно с помощью любого подходящего устройства прямо в вагоне поезда. Быть абонентом “Билайна” для этого совершенно необязательно.

Это не было сюрпризом: компания собрала пресс-конференцию ещё в прошлую пятницу. На этой неделе последовал и официальный пресс-релиз:

Сеть Wi-Fi в метро развёрнута на базе радиочастотного кабеля, проложенного в туннелях и передающего сигнал 3G со скоростью до 20 Мбит/сек. В вагонах метропоездов установлены точки доступа Wi-Fi с 3G-модемом. 3G-сигнал преобразовывается в Wi-Fi, который раздаётся зарегистрировавшимся в сети пассажирам.

Во время тестового периода услуга WiFi в метро будет бесплатна для пользователей. Решение о дальнейших условиях предоставления сервиса и реализации доступа на других ветках будет приниматься руководством метрополитена.

Технические подробности уже изложил Максим Букин на i-business.ru:

Пока что в каждом вагоне стоит кустарная сборка из роутера ZyXEL Keenetic Giga, 3G-модема Huawei и преобразователя напряжения “ПН-ЭКСПРЕСС”, который предназначен для подключения средств связи, требующих для своей работы напряжения 12 (13,6) Вольт, к источникам напряжения 45-90 вольт. Ну ещё в блоке установки один переключатель-автомат и рамка для крепления устройства: всю конструкцию собирают “на коленке” у оператора связи, при монтаже быстро “вбивают” в технологический проём и подключают электричество. Ставят всю конструкцию в технологическое отверстие за фальш-панелью, которая располагается прямо над межвагонными дверками; в некоторых вагонах там же ставят камеры видеонаблюдения, а в “обычных” вагонах Wi-Fi комплекты для выхода в Сеть.

Оборудование Wi-Fi в вагоне метро (фото Максима Букина)

Теперь самая трагическая деталь этой истории: Wi-Fi пока действует только на одной из двенадцати линий московского метро – Сокольнической (красной). Это ещё можно объяснить: с чего-то ведь нужно начинать. А вот причину того, что услуга доступна только в двух составах, понять уже труднее. Дело определённо не в деньгах: по оценке Букина, оснащение поезда всем необходимым оборудованием обходится не дороже 2,5 тысяч долларов.

Впрочем, в “ВымпелКоме” и этим печальным ограничениям попытались придать позитивный оборот. Ещё одна цитата из пресс-релиза:

Комментирует вице-президент, директор московского региона ОАО “ВымпелКом” Андрей Пятахин: «Символично, что первой Wi-Fi-доступом мы оснащаем самую старую и самую красивую ветку метрополитена. Сокольническая линия соединяет станции, над которым расположены главные объекты культуры, образования, бизнес-центры. На этой ветке велика доля пассажиров с Wi-Fi-устройствами, уверен, что они по достоинству оценят новый сервис в московской подземке».

Многие ли из тех, кто ездит по Сокольнической линии, попадут в “счастливые” поезда? Тут не нужно теоретизировать – это легко проверить. Вчера я попытался поймать составы с интернетом. Ловля потребовала терпения и определённой удачливости.

В первых пяти поездах, на которых я прокатился, Wi-Fi, как ни странно обнаружился, но совсем не “билайновский”. Даже в перегонах между станциями мой телефон устойчиво ловил закрытую сеть под названием SOKOLNIKI. Судя по упоминаниям в интернете, она построена для трансляции изображения с камер видеонаблюдения в вагонах, но так ли это в действительности, я не проверял.

Время от времени в списке доступных сетей Wi-Fi появлялись новые пункты с причудливыми названиями (видимо, добивало с поверхности), но беспроводные сети “Билайна” поймать никак не удавалось. Зато “пассажиров с Wi-Fi-устройствами”, как выразился Пятахин из “ВымпелКома”, действительно было полно: в одном из вагонов я насчитал восемь человек со смартфонами на Android, айфонами и планшетами в руках. В действительности их, наверное, даже больше. Во-первых, я не учёл пару пассажиров с безымянными читалками (кто знает, поддерживают ли они Wi-Fi) и студента с потёртой PSP (он смотрел на ней “Тинтина” и, кажется, совершенно не нуждался в интернете). Во-вторых, кто знает, что у этих людей в карманах?

Повезло только с шестого раза, причём по чистой случайности. Поезд с Wi-Fi пришёл к другому перрону, и я заметил его лишь потому, что как раз в тот момент глядел на список сетей в телефоне: он быстро заполнился строками, начинающимися с Beeline_WiFi и заканчивающимися цифрами от 01 до 12 (по всей видимости, в каждом вагоне – отдельная сеть). Поезд выглядел совершенно непримечательно – это не один из именных составов, разъезжающих как раз по Сокольнической линии.

Главный вывод, который можно сделать из этого эксперимента, заключается в том, что в тестовый период беспроводной сетью “Билайн” вряд ли кто-то будет пользоваться. Даже те немногочисленные пассажиры, которые угодят в один из двух поездов с интернетом, скорее всего, не заметят своего счастья – уж слишком оно редкое, внезапное и неочевидное. Даже если найдётся зануда, который будет специально проверять наличие Wi-Fi в метро каждый день, спустя неделю или две неудач и он утомится и забросит это гиблое дело.

В пресс-релизе “ВымпелКома” говорится, что решение о дальнейшем развитии сервиса будет принимать руководство метрополитена. Если они будут делать это с цифрами в руках, то не видать нам Wi-Fi как своих ушей. Из статистики применения беспроводной сети, которую “Билайн” открыл на Сокольнической линии, будет ясно следовать, что она никому не нужна.

А жаль: Wi-Fi в вагоне работал довольно шустро и стабильно.