Две новости – о том, что в Google сделали автомобили, способные рассекать по настоящим дорогам без какого-либо вмешательства со стороны человека, и о том, что в штате Невада одобрили тестирование машин на улицах, – не могут не волновать. Похоже, мы стоим на пороге рождения очередного технологического чуда. Если радужные прогнозы аналитиков верны, то “беспилотные” автомобили станут нормой до 2020 года. Не исключено, что это окажет на мировую экономику (да и на нашу жизнь в целом) не меньший эффект, чем, например, появление мобильной связи. Однако как всё же работают эти чудо-машины?

Каждый из автомобилей Google снабжён множеством датчиков: на нём есть камеры с панорамным обзором, лидар и даже сенсоры в колёсах, дающие наиболее точную информацию во время манёвров. Бортовой компьютер непрерывно собирает и обрабатывает данные со всех камер и датчиков, после чего пытается предсказать развитие ситуации на дороге.

Впрочем, слово “предсказание” тут не совсем подходит – настолько часто они выстраиваются и корректируются. Если человеку для осознания ситуации и реакции требуются секунды, то компьютер работает куда быстрее. Машина перестраивает модель движения объектов на дороге двадцать раз в секунду.

В Google говорят, что смотрят на автомобиль как на очередной компьютер, а на дорогу – как на поток данных. В области анализа данных эта компания накопила очень серьёзный опыт, и, как оказалось, он оказывается вполне уместным.

Модель, которую строит бортовой компьютер машины, отличается немалой детализированностью: здесь учитывается не только поведение других машин или пешеходов, но и дорожные знаки, а также любые другие объекты. Увидев впереди неизвестный объект (к примеру, валяющийся на шоссе мусор), машина постарается притормозить и как-нибудь объехать его. В режиме наиболее аккуратного вождения автомобили Google вообще ведут себя крайне осторожно: чуть что – снижают скорость или уступают дорогу.

Однако модель окружающего мира – это явно не всё, чем руководствуется программа-водитель. В Google об этом говорят не очень открыто, однако есть серьёзное подозрение, что все картографические данные (включая панорамы, составленные автомобилями Street View) активно применяются в навигационной системе. По всей видимости, автомобиль всё же может действовать самостоятельно в случае обрыва связи, однако именно доступ к обширным базам данных и быстрым серверам отличает машины Google от схожих разработок автомобильных компаний.

Так или иначе, главное, что нам нужно знать, – насколько безопасны такие автомобили. По словам журналиста журнала Wired, прокатившегося на машине Google, он уже через несколько минут после того, как сотрудник компании отпустил руль, чувствовал себя в куда большей безопасности, чем чувствовал бы, сидя в машине, водитель которой болтает по телефону и приглядывает за дорогой лишь мимоходом.