Суперкомпьютер IBM Watson: элементарно, Ватсон

В 2010 году Watson в качестве теста и наглядной демонстрации успешно соревновался с людьми в интеллектуальной игре и отвечал на вопросы, заданные на естественном языке.

За последние два года суперкомпьютер IBM Watson успел стать знаменитостью. Ещё бы, в отличие от своих собратьев, занимающихся всякими загадочными вещами вроде моделирования климата, его “научили” играть в телевизионном шоу Jeopardy – американский прообраз “Своей игры”. И если прадед “Ватсона”, Deep Blue, был способен всего лишь обыгрывать чемпионов в шахматы, то этот стервец не только без труда подбирает подходящий ответ на сложный вопрос, но и формулирует его на вполне сносном человеческом языке (а это для компьютеров безумно сложная задача – даже по сравнению с шахматами). Наблюдая за игрой “Ватсона”, хочется воскликнуть: “Всё, ребята, приехали! Они уже здесь!”

Развлечения интеллектуальными играми длились недолго: в IBM вложили в разработку “Ватсона” столько средств не для того (или, точнее, не только для того), чтобы посрамить американских вассерманов. Этот суперкомпьютер создавался с прицелом на серьёзные задачи и уже скоро примется за них вплотную. В качестве первой профессии “родители” суперкомпьютера избрали для него медицину.

Точно так же, как “Ватсон” отыскивал ответы на вопросы Jeopardy, он может за считанные секунды перерыть огромную медицинскую картотеку в поисках нужной информации, причём такой поиск будет отличаться от запроса к обычной базе данных. Умея воспринимать естественный язык, суперкомпьютер не просто ищет ключевые слова, а пытается подойти к задаче так же, как подошёл бы к ней человек. Для традиционных алгоритмов очень важно, чтобы входные данные были представлены в удобной форме, тогда как “Ватсон”, подобно людям, способен анализировать даже неструктурированную информацию.

В планах IBM – поставка систем Watson заинтересованным фирмам, а также предоставление доступа к собственным облачным сервисам, построенным на основе новых методов обработки данных. В конце 2011 года компания заключила договор со страховой фирмой WellPoint, которая примет участие в тестировании системы.

Перед работой “Ватсону” требуется пройти обучение: сперва системе скармливается огромный массив данных, затем специалист задаёт машине вопросы и оценивает ответы. До определённой степени этот процесс можно сравнить с тем, как корректируется работа поисковых машин вроде “Яндекса” или Google.

В перспективе “Ватсон” сможет с лёгкостью отыскивать истории болезни пациентов с похожими симптомами или сравнить методы лечения и результаты, а там примется и за другие задачи – к примеру, экономические. Конечно, его “понимание” проблемы отличается от того, которым обладает настоящий врач, но найти ему в напарники профессионала – не проблема. Главное – способность “Ватсона” обрабатывать огромные массивы данных, на что не способен ни один человек и ни один другой компьютер. Впрочем, последнее – лишь вопрос времени.