Суперкомпьютер IBM Watson: элементарно, Ватсон
В 2010 году Watson в качестве теста и наглядной демонстрации успешно соревновался с людьми в интеллектуальной игре и отвечал на вопросы, заданные на естественном языке.
За последние два года суперкомпьютер IBM Watson успел стать знаменитостью. Ещё бы, в отличие от своих собратьев, занимающихся всякими загадочными вещами вроде моделирования климата, его «научили» играть в телевизионном шоу Jeopardy — американский прообраз «Своей игры». И если прадед «Ватсона», Deep Blue, был способен всего лишь обыгрывать чемпионов в шахматы, то этот стервец не только без труда подбирает подходящий ответ на сложный вопрос, но и формулирует его на вполне сносном человеческом языке (а это для компьютеров безумно сложная задача — даже по сравнению с шахматами). Наблюдая за игрой «Ватсона», хочется воскликнуть: «Всё, ребята, приехали! Они уже здесь!»
Развлечения интеллектуальными играми длились недолго: в IBM вложили в разработку «Ватсона» столько средств не для того (или, точнее, не только для того), чтобы посрамить американских вассерманов. Этот суперкомпьютер создавался с прицелом на серьёзные задачи и уже скоро примется за них вплотную. В качестве первой профессии «родители» суперкомпьютера избрали для него медицину.
Точно так же, как «Ватсон» отыскивал ответы на вопросы Jeopardy, он может за считанные секунды перерыть огромную медицинскую картотеку в поисках нужной информации, причём такой поиск будет отличаться от запроса к обычной базе данных. Умея воспринимать естественный язык, суперкомпьютер не просто ищет ключевые слова, а пытается подойти к задаче так же, как подошёл бы к ней человек. Для традиционных алгоритмов очень важно, чтобы входные данные были представлены в удобной форме, тогда как «Ватсон», подобно людям, способен анализировать даже неструктурированную информацию.
В планах IBM — поставка систем Watson заинтересованным фирмам, а также предоставление доступа к собственным облачным сервисам, построенным на основе новых методов обработки данных. В конце 2011 года компания заключила договор со страховой фирмой WellPoint, которая примет участие в тестировании системы.
Перед работой «Ватсону» требуется пройти обучение: сперва системе скармливается огромный массив данных, затем специалист задаёт машине вопросы и оценивает ответы. До определённой степени этот процесс можно сравнить с тем, как корректируется работа поисковых машин вроде «Яндекса» или Google.
В перспективе «Ватсон» сможет с лёгкостью отыскивать истории болезни пациентов с похожими симптомами или сравнить методы лечения и результаты, а там примется и за другие задачи — к примеру, экономические. Конечно, его «понимание» проблемы отличается от того, которым обладает настоящий врач, но найти ему в напарники профессионала — не проблема. Главное — способность «Ватсона» обрабатывать огромные массивы данных, на что не способен ни один человек и ни один другой компьютер. Впрочем, последнее — лишь вопрос времени.