Steinberg (компания, известная, прежде всего, как разработчик пакетов Cubase и Nuendo, а также создать стандарта Virtual Studio Technology – VST) анонсировала свой новый программный синтезатор Padshop, интересный уже тем, что базируется он на отнюдь не самом распространённом методе синтеза звука – гранулярном (Granular).

Авторство этого метода оспаривают Деннис Габор – венгерский физик, изобретатель голографии, за которую он получил в 1971 году Нобелевскую премию по физике, и греческий композитор Янис Ксенакис. Габор разработал теорию гранулярного синтеза в процессе исследований человеческого слуха и способов общения; Ксенакис утверждает, что он первый развил композиционную теорию звуковых гранул, исходя из следующего утверждения:

Синтез звука: сказки и сказочники

Почти все синтезаторы – это монстры с дефектами в генетике, с претензией на то, чтобы быть живыми и человечными. В доброй их части так вообще “молекулы ДНК не в ту сторону завёрнуты”.

Любой звук, даже продолжительную музыкальную вариацию, можно представить в виде набора большого количества элементарных звуков, надлежащим образом расположенных во временном промежутке. В каждом периоде звукового сигнала – в атаке, в периоде постоянной силы звука и на этапе спада располагаются тысячи “чистых звуков”, вмещаясь в более или менее краткий временной интервал.

В этом утверждении, собственно, основной принцип гранулярного синтеза и описан: какой-либо звуковой сигнал разбивается на сверхкороткие – длиной обычно от 1 до 50 миллисекунд – фрагменты, которые и называются гранулами. Звук получается в результате быстрого взаимодействия частоты повторения и частотных составляющих гранул (а дальше в дело вступают фильтры и огибающие).

Благодаря такому методу получается некий хаотичный звуковой ландшафт (или даже “облако”). Ксенакис в ходе своих опытов активно использовал аналоговые тон-генераторы и кромсал на мелкие кусочки магнитную ленту с записанными звуками.

В 1959 году он представил миру устрашающую композицию “Analogique A-B” – пьесу для струнного оркестра и магнитной ленты:

http://youtu.be/DTzOWKaDrVI

В недавно опубликованной в “Компьютерре” статье Павла Золина про гранулярный синтез говорится, что он “нашёл применение в качестве шумного спецэффекта и даже породил свой музыкальный стиль – glitch, который слушабелен только для мазохистов”.

Звук Padshop звуковым мазохистам вряд ли придётся по вкусу, напротив, он весьма мягок и приятственен:

Другой вопрос: благодаря чему получился такой мягкий и воздушный звук? Скорее всего, благодаря обильному использованию спецэффектов (reverb, delay в первую очередь) и фильтров. Как он будет звучать без обработки? Интересный вопрос.

ТТХ Padshop (без рекламной “аллилуйщины”):

– Движок гранулярного синтеза, поддерживающий два независимых слоя, с индивидуальным осциллятором, секцией редактирования и модулем эффектов для каждого из них.

– До восьми гранулярных потоков на каждый осциллятор.

– Более 400 пресетов – по большей части это “подклады” и “текстуры”.

– Банк SoftGrain Wave ROM, содержащий несколько сотен звуковых сэмплов для создания пользовательских патчей.

– Десятиступенчатая “модуляционная матрица” с поддержкой технологии Note Expression.

– 12 фильтров различного типа; каждый слой обрабатывается независимо.

– Ритмический степ-модулятор для осцилляторов, фильтров, секции усиления (Amp) и панорамы (Pan).

– Два LFO (низкочастотных осциллятора) и огибающая ADSR для фильтров, огибающий усилителя (Amp).

– Монофонический и полифонический режимы с функциями Legato и Glide.

– Поддержка хостов VST 3.

Последний пункт – небольшое лукавство, поскольку из пресс-релиза следует, что наличие хоста VST 3 – обязательное условие работы этого плагина, как и наличие USB-ключа Steinberg. Цена у плагина в меру демократичная – 50 евро (то есть где-то около 65 долларов).

Стоит отметить, что эта разработка относится к узкоспециализированному классу: даже из самого названия понятно, что Padshop предназначен для всевозможных фоновых и заполняющих звуков (pads, textures), которые ещё и динамически изменяются во времени (для любителей да и для профессионалов самостийная изменчивость звучания порой оказывается просто-таки миррой на душу). Судя по наличию четырёхсот пресетов, Padshop – явственное детище не столько инженеров и программистов, сколько саунд-дизайнеров. Причём дизайнеров, чётко ориентированных на вполне конкретную целевую аудиторию – людей, работающих в жанрах эмбиент, IDM и им подобных.

via MusicRadar