Стало известно, что Napster объединили с другим аналогичным сервисом — Rhapsody. Так, стоп-стоп-стоп: а что, Napster разве не прикрыли десять лет назад? Совершенно верно, прикрыли. Но бренд остался и до сих пор используется; паче того, последний его приобретатель — компания Best Buy выложила за него 121 млн долларов (!). Стоила ли овчинка выделки? Бог ведает, однако же факт, что название Napster пережило саму коммерческую структуру, изначально названную таким образом, на целый десяток лет.
Собственно говоря, каждый раз, когда в мире поминают Napster, кому-нибудь из руководителей музыкальной отрасли, вероятно, икается — именно из-за него возник системный конфликт между компаниями, выпускающими музыкальные записи, и их целевой аудиторией; именно Napster стал тем самым колоколом, что прозвенел по «конвейерному» подходу к производству музыкальной продукции, и именно с него началось угасание отрасли, которое мы продолжаем наблюдать и по сей день.
Отрасль благополучно проспала появление и начальный период развития интернета, ну а когда она «проснулась», то обнаружила, что над ней уже нависла Тень над Инсмаутом — формат MP3, и появился Тот, Кого Быть Не Должно, — Napster.
Песня The Thing That Should Not Be, равно как и весь бэк-каталог группы Metallica, оказались если не причиной, так поводом для начала военных действий музыкальной отрасли против Napster. «Металлике» очень не понравилось, что их композиции неконтролируемо и в огромных количествах бродят по пиринговой сети и что они никак на это повлиять не в состоянии. Последовал судебный иск, к которому в итоге присоединился ещё и рэп-продюсер Dr. Dre. Эти иски, впрочем, были урегулированы во внесудебном порядке. А вот иск, который подала музыкальная отрасль в лице лейбла A&M Records, закончился прикрытием лавочки по случаю нарушения ею закона DMCA: суд постановил, что администрация Napster обязана блокировать доступ к нелегальному контенту по первому требованию, Napster же оказался не в состоянии это требование выполнить. В июле 2001 года файлообменная сеть Napster, к гневу и печали 20 миллионов своих пользователей, прекращает функционировать, а ещё через год объявляет о полном банкротстве и распродаёт все свои активы.
Музыкальная отрасль, однако, вскоре вынуждена была пожалеть о расправе: вместо одной гиперпопулярной (и централизованной) p2p-сети появилось несколько, в том числе децентрализованных, чьих владельцев ещё пойди поищи: навскидку вспоминаются Gnutella, KaZaa, Audiogalaxy, eDonkey, а там и торренты подоспели.
Хуже того, лейблы и главным образом их коллективный представитель, Ассоциация американской звукозаписывающей отрасли — RIAA, заработали себе репутацию скаредных гонителей инноваций, «империи зла», так и жаждущей ограбить и потребителей, и даже артистов (как показали дальнейшие многочисленные скандалы), и просто «твёрдозадого монстра».
Уходя в отставку, долговременная руководительница RIAA Хилари Розен заявила, что в своё время предупреждала своих боссов о том, что, если интернет проспать, будет плохо. В середине 1990-х она даже привела на одно из их сборищ авторитетного эксперта Эстер Дайсон, которая доказывала, что «цифровой век» неизбежен и пора к нему готовиться. Розен всё поняла и поверила, а вот её боссы предпочли не понимать ничего, а на Эстер Дайсон просто наорали.
Ну а бедной Розен, личности во всех отношениях незаурядной, пришлось потом сверкать отражёнными лучами народной ненависти до самой своей отставки в 2003 году…
Но вернёмся к Napster. Попытки запустить легальный и платный сервис, заручившись лицензиями от крупнейших мировых лейблов, ни к чему не привели. Оказавшись разорённым, Napster вынужден был распродать всё имущество. Более того, попытка перекупить его лейблом Bertelsmann обернулась неудачей: сделку заблокировал суд. Порноимперия Private Media Networks пыталась выкупить бренд за 2,5 млн долларов, но в результате он достался софтверной компании Roxio, которая также попыталась сделать Napster легальным музыкальным сервисом.
Попытка была любопытной уже потому, что Napster 2.0 попытались (вос)создать на основе другого — легального, но совершенно провального сервиса Pressplay, запущенного в своё время Universal Music Group и Sony Music Entertainment. Pressplay предлагал очень небольшой ассортимент музыкальных записей с низким качеством звучания, и вдобавок на них были наложены множественные лицензионные ограничения. В 2006 году его даже назвали одним из 25 худших технологических продуктов всех времён, да и поделом.
Roxio выкупила хладный труп этого сервиса и, накачав брендом Napster, попыталась заставить жить. Основатель оригинального Napster Шон Фэннинг даже успел поработать в качестве консультанта. В течение пяти лет кое-как проковырялись, потом продали — в 2008 году Napster перехватила компания Best Buy, заплатив 121 млн долларов…
…А 30 ноября было объявлено, что Napster продан и полностью интегрирован в другой аналогичный сервис — Rhapsody. Да так интегрирован, что и названия уже не осталось. Как говорится, R.I.P.