Компания Mixamo, которая занимается анимированием 3D-персонажей на заказ, опубликовала в своём блоге список “Десять бесплатных инструментов для независимых разработчиков игр”. Среди прочих там называются, естественно, Blender и GIMP, а также фигурирует архив самой Mixamo, предлагающей бесплатно некоторые свои изделия, но и остальные “пункты меню” привлекают внимание.

На первом месте, например, значится открытый пакет Alchemy, программа для набросков и эскизов, правда, с некоторыми ухищрениями вроде процедурных кистей и автоматического создания симметричных изображений, благодаря чему можно “случайно” получать весьма неожиданные и интересные изображения.

На втором месте – xNormal, инструмент для “запекания” карт нормалей (смещения и освещённости – displacement и ambient occlusion), снятых с высокодетализированных 3D-объектов, на низкополигональные.

xNormals

К слову сказать, “запекать нормали” можно и внутри самого Blender (также, как уже сказано, присутствующего в списке); вдобавок GIMP позволяет формировать карту нормалей на основе фотографий, но только при наличии соответствующего плагина.

Ещё два пункта – это бесплатные (или не очень) репозитории текстур (CGTextures) и моделей (Turbosquid). C CGTextures в общем всё понятно: это текстуры, много текстур. И, по счастью, большая часть поддаётся тайлингу (то есть копии текстур ложатся друг к другу без швов).

Turbosquid, по существу, представляет собой рынок 3D-моделей разного, как правило, правда, профессионального, уровня (и разной стоимости). Бесплатные материалы там тоже присутствуют.

Отдельного и, возможно, наиболее пристального из всех вышеперечисленных пакетов внимания заслуживает программа Sculptris – на данный момент, как ни поразительно, бесплатная. Это изначально индивидуальная разработка для 3D-ваяния, аналогичная во многом ZBrush (который стоит совсем не медных денег) и совместимая с ним с тех самых пор, как Sculptris выкупила компания Pixologic (разработчик ZBrush). В начале осени Sculptris получил награду журнала 3D World как лучший новый пакет для создания трёхмерной графики.

Далее Mixamo рекомендует игровой движок/фреймворк Unity, у которого есть бесплатная версия. Судя по тому, как активно сейчас развиваются браузерные игры и насколько неплохой может быть у них графика (браузерная игра Battlestar Galactica, от баннеров которой спасу нет, написана именно на Unity), у этого движка очень большое будущее.

Бесплатные инструменты для разработчиков видеоигр

Графикой, естественно, дело не ограничивается, огромное значение имеет и звук. Тут в рейтинге Mixamo только два пункта: кроссплатформенный аудиопакет Audacity и роскошный архив всевозможных сэмплов Freesound Project.

Собственные ресурсы Mixamo (анимация, например), естественно, тоже в рейтинг вошли.

Стоит, пожалуй, добавить к этому списку также Google Sketchup, который очень хорош для создания простых (и не самых простых) геометрических объектов, рисовальный пакет MyPaint, о котором недавно писал Сергей Горский, а также, например, такие движки, как Crystal Space или Panda3D, разработанный студией Disney, и, разумеется, UDK – Unreal Development Kit, бесплатный (для некоммерческого использования) фреймворк для разработки на базе движка Unreal Engine 3.