Два года назад французский художник Давид Ревуа, принятый в анимационный проект Sintel в качестве арт-директора, произвёл небольшой фурор, познакомив широкую общественность с MyPaint. В этой опенсорсной программе для рисования, обладавшей достаточно сомнительным интерфейсом, иллюстратор рассмотрел небезынтересный кистевой движок, который он наравне с Al.Chemy и GIMP продемонстрировал в ставшем уже классическим тайм-лапсе:

Возникшие в ходе знакомства с программой пожелания Давида оказались услышаны, активность работы над проектом многократно возросла, появились новые участники из числа впечатлившихся демонстрацией. Наконец, позавчера после серии промежуточных релизов была выпущена долгожданная версия 1.0.

Чем хороша программа, и что хорошего можно сказать о версии 1.0?

Во-первых, это кистевой движок. В принципе, он допускает только эллиптическую форму кисти. Но за счёт большого количества изменяемых параметров, помноженных на тонкую настройку кистевой динамики, вплоть до кривой отклика на каждую характеристику, на основе движка можно легко создавать различные инструменты, имитирующие карандаши, кисти, ластики, губки, размазывающие «пальцы» и т.д.

Благодаря этому в программе в принципе нет классического набора «кисть – одна штука, карандаш – одна штука», а есть лишь множество различных кистей, между которыми можно свободно переключаться. Инструментов выделения и трансформации нет совсем, и чуть позже вы поймёте, почему.

Во-вторых, это безразмерный холст, на который можно натянуть сменный фон. К примеру, в пакет с программой входит фон с рамкой для рисования раскадровки. Такие рамки мозаикой размещаются по всему холсту. Так если вы нарисовали этих раскадровок столько, что вылезли за пределы окна, – просто прокрутите холст и рисуйте в рамках дальше. При экспорте в файл будет сохранён весь использованный холст. Изначальный размер документа в программе отсутствует концептуально.

В-третьих, это достаточно приятный интерфейс. За два года программу изрядно вылизали, так что видимых шероховатостей осталось очень мало. Некоторую головную боль всё ещё доставляет диалог расширенных параметров кистей. В остальном же это нормальная современная программа. Очень многое в ней построено на переключении функций одной кнопкой (зеркальное отражение и вращение холста, управление характеристиками текущего цвета и т.д.), что пользователи планшетов, несомненно, оценят.

Наконец, разработчики озаботились созданием инструментария для работы с гармоничными цветовыми палитрами. До Gpick или примерно миллиона онлайновых генераторов палитр начиная с Adobe Kuler программе, конечно, пока далеко. С другой стороны, «накрутить» нужный цвет в программе и так можно полудюжиной разных способов, куда уж ещё.

Чуть выше было упомянуто, что в программе нет инструментов выделения и трансформации. Сами разработчики объясняют это тем, что хотят сконцентрироваться именно на изобразительных возможностях программы. В этом есть свой резон: всё-таки картины уже который век начинаются с эскизов, по которым выверяется и композиция, и пропорции.

Тем не менее многослойные файлы MyPaint вы преспокойно можете открыть в GIMP или Krita, внести туда какие угодно изменения, а затем сохранить обратно. Работает это благодаря открытому формату OpenRaster, придуманному разработчиками этих трёх проектов. Для MyPaint этот формат является «родным».

За последние два года выросла не только программа, но и сообщество её пользователей, которые так или иначе формируют стратегию развития проекта. Появляются даже сторонние разработки – такие, как модифицированная версия MyPaint с инструментами традиционной анимации, добавленными для нового открытого проекта от аргентинских аниматоров. При таком раскладе у MyPaint не только любопытное настоящее, но и весьма перспективное будущее.