В начале 2010 года в блоге Gizmodo появился пространный пост, в котором описывалось странное устройство, разрабатываемое в Microsoft. Это устройство называлось Courier и представляло собой двухэкранный планшет, складываемый наподобие книги. С ним можно было взаимодействовать с помощью пальцев или стилуса. Очень быстро в Microsoft заявили, что проект сворачивается и устройство никогда не увидит свет. Вот очень интересная история о том, как всё это происходила и чем для Microsoft являлся Courier.

Тогда в компании было два проекта разработки планшета: один из них мы наблюдаем сейчас (Windows 8), а другой как раз и был Сourier. Его разрабатывала команда специалистов под руководством отца игровой приставки Xbox, Джея Алларда.

С Courier была связана проблема: он работал на основе сильно модифицированной версии Windows, что, конечно же, наводило на вопрос о совместимости. Перед Стивом Балмером стоял непростой выбор: либо двухэкранное детище Алларда, либо планшетный проект Стивена Синофски, который являлся главой подразделения компании, занимавшегося Windows. И Аллард, и Синофски были очень важны для компании, поэтому Балмер обратился за советом к человеку, мнению которого он доверял больше всего: основателю компании, Биллу Гейтсу. Нынешний гендиректор устроил команде Алларда очную ставку с Гейтсом.

Основатель Microsoft спросил Алларда, каким образом пользователи его планшета будут читать электронную почту, на что тот ответил, что читать почту на Courier вообще не нужно будет. Он говорил, что у всех владельцев двухэкранного планшета и так будет смартфон, с которого можно быстро отправить письмо, а отослать более детальное сообщение можно со стационарного компьютера. В конце концов, привёл довод Аллард, владельцы Courier всегда смогут воспользоваться браузером и просмотреть почту в веб-приложении.

Устройство не должно было заменить ПК, оно задумывалось как нечто дополняющее его. Читать и отправлять почту в комплексном приложении вроде Microsoft Outlook на нём не планировалось – Аллард и его команда хотели сфокусироваться над достижением другой задачи. Им казалось, что Courier будет идеально подходить не для поглощения, а наоборот, для создания контента. Планшет мог бы пригодиться архитекторам для составления планов зданий или писателям для набросков новой книги.

Тут-то Гейтс и начал критиковать Алларда. Microsoft делает миллиарды на почтовых серверах Exchange и приложении Outlook. Основателю не понравилось то, что Courier никак не относился и к Microsoft Office – ещё одной статье дохода Microsoft. Балмер принял во внимание мнение Гейтса, посовещался с другими людьми в компании, после чего вынес вердикт не в пользу Courier. Вскоре Аллард объявил о том, что покидает Microsoft, хотя неизвестно, было ли это связано с убитым планшетом, который он разрабатывал.

Courier был отменён буквально за несколько недель до запуска iPad. Пройдёт более двух лет с момента появления планшета Apple, когда Windows 8, сделанная специально для планшетов, увидит свет. И всё из-за того, что Courier не имел отношения к тому, что делает прибыль для Microsoft.

Один из команды, разрабатывавшей планшет, сказал, что этот продукт был не просто идеей, как могли бы подумать многие. Команда создала несколько прототипов, которые могли показать, на что способен Courier. Конечно, до последнего были проблемы с софтом и железом, но когда в Microsoft решили не делать двухэкранный планшет, до окончания его разработки оставалось всего несколько месяцев – если бы в компании решили выделить немного больше разработчиков.

Понятно, на что надеятся Балмер и Гейтс: Windows 8 с Office и Outlook будет, скорее всего, сильнее, чем iPad, импонировать компаниям, которые собираются внедрять у себя планшеты. Courier никак не вписывался в эту концепцию. Но Windows 8 ещё не вышла, а зимой наверняка Apple представит уже третью версию iPad.

Лозунгом команды, разрабатывающей Courier, был Free Create (“Свободное творчество”). В материалах по Courier было написано: “Free Create – это естественный способ взаимодействия с устройством: письмо, наброски, использование такого знакомого инструмента, как ручка, сенсорный дисплей, простота книги и преимущества софта и сервисов”.

Почему же Courier умер? Как правильно пишут в заключении статьи, опубликованной Cnet, ответ лежит в самой корпоративной культуре Microsoft. Microsoft никогда не рискнёт прибылью ради чего-то нового, неизведанного, пусть и многообещающего и интересного.