Аббревиатура RTFM известна многим. Она расшифровывается как “прочитай уже это < мат пропущен> руководство”. В самом деле, зачем обращаться к другим людям, когда большинство проблем решается чтением инструкции к программе или устройству. Конечно, для того, чтобы что-то понять, нужно уметь анализировать информацию – этим свойством обладают многие живые существа и напрочь лишена большая часть компьютеров. Впрочем, попытки заставить ЭВМ учиться чему-то самостоятельно, предпринимаются часто и та, о которой пойдёт речь – одна из самых удачных.

Группа исследователей под руководством профессора Регины Барзилай уже написали систему, которая смогла составить скрипт по установке Windows, ориентируясь исключительно на официальную инструкцию, опубликованную на сайте Microsoft, но теперь учёные взялись за задачу потруднее. Они заставили компьютер обучиться игре в Civilization на основе мануала. Если без чтения руководства шанс компьютера выиграть составлял 46%, то после – 79%.

Самое интересное, что система Барзилай начинает без каких-либо предварительно загруженных данных о задаче или о языке, на котором написана инструкция. В неё загружен список действий, таких, как например клики мышки или передвижения курсора и у неё есть доступ к информации, демонстрирующейся на экране. Система, впрочем, не знает, какие из её действий соответствуют каким словам в мануале и не знает, что собой представляют объекты игрового мира.

В начале поведение программы совершенно случайное, но по мере того, как она предпринимает те или иные действия, на экране появляются различные слова и она может сопоставить их с тем, где и как они употребляются в руководстве, а потом построить гипотезу о том, с какими действиями они ассоциируются. Обычно эти гипотезы приводили к положительным результатам.

Конечно, основной задачей этого исследования было вовсе не обучение компьютера игре в Civilization, а в оптимизации общения человека и роботизированных систем.