Как ни были бы увлекательны компьютерные RPG, они всё же во многих аспектах естественным образом уступают настолкам. В большинстве компьютерных игр история заготовлена заранее, и если и может варьироваться, это обычно происходит в довольно узких рамках. Создавать же повествование на ходу, да ещё и вместе с друзьями – совсем другое удовольствие. На компьютере оно доступно не было – по крайней мере до появления игры Neverwinter Nights.

Её разработчики попытались взять лучшее от двух миров: от компьютерных игр – графику и отсутствие необходимости морочиться с игральными костями и бумажками, от настольных – возможность создавать свои приключения и играть в компании. Многопользовательский режим Neverwinter Nights даёт возможность одному из игроков выступать данжеон-мастером, а остальным – отыгрывать роли. Причём ДМ может сам создавать уровни, задавать сюжет и управлять неигровыми персонажами.

Редактор Aurora, поставляющийся с NWN

Это было смелым и вместе с тем чрезвычайно удачным экспериментом. Поклонникам Dungeons&Dragons настолько понравилось играть с редактором уровней и проходить сделанные в нём модули, что успех Neverwinter Nights превзошёл все ожидания. Новые модули для него делают до сих пор – через девять лет после выхода оригинальной игры (и даже несмотря на выход второй части в 2006 году). Пусть армия пользователей и невелика, зато лояльность просто выдающаяся.

Встроенных в редактор возможностей игрокам, конечно, оказалось мало. Результат – появление множества “хаков”, добавляющих в игру новые предметы и скрипты. Но самое главное – на основе Neverwinter Nights стали запускать так называемые “персистентные миры” – что-то вроде MMORPG, но с ограничением в семьдесят человек или около того. Как и в MMORPG, игроки здесь могут в любое время подключаться к игре и выходить из неё, а частный сервер будет продолжать работать.

Это, к примеру, скриншоты из мира Ancient Lands of Edon – одного из особенно долгоживущих серверов.

Многие из этих серверов работают до сих пор, и на некоторых созданы настоящие миры – с гильдиями, производством, торговлей и сотнями локаций. Почему же компания Cryptic не рвётся поддержать энтузиастов, взять дело в свои руки и, возможно, даже хорошенько заработать? Нужно-то всего лишь вывести идеи Neverwinter Nights на новый уровень. Звучит серьёзно, но фанаты-то уже это сделали!

И надежды на такое развитие событий есть. В 2010 году компания Cryptic анонсировала новую игру из серии Neverwinter Nights, называющуюся просто Neverwinter. По словам представителя компании, в ней элементы традиционной компьютерной RPG будут смешаны с идеями крупномасштабных многопользовательских ролевых игр. При этом на месте останется редактор уровней и даже (если повезёт) возможность быть данжеон-мастером.

Как такое возможно в MMORPG? Похоже, мир просто разделят на части – некоторые будут публичными, некоторые – приватными. Второй тип, напоминающий “инстанты” из World of Warcraft, как раз и станет изменяемым.

Вполне вероятно, что Neverwinter тоже окажется удачным экспериментом. У него даже есть шанс привлечь тех, кто сейчас увлечённо режется в Minecraft, также предоставляющий возможность творить собственные миры и звать в них друзей. Но до настоящей революции остаётся ещё один шаг.

Что если вместо нынешних “онлайновых вселенных” попытаться сделать онлайновую мультивселенную? Чтобы это заработало и внутри начали бы создаваться целые ролевые игры, требуется чуть больше, чем просто разрешить клепать собственные уровни и подключать вход в них к центральному серверу. Чтобы мультиверс заработал в полную силу, ему нужен внутренний “ток” – валюта или репутационная система, которая позволит вознаграждать труд создателей собственных миров, а заодно и измерять репутацию. Такую валюту вполне можно было бы сделать и совместимой с реальными деньгами (или хотя бы Bitcoin). В конце концов, тяжёлый труд должен вознаграждаться.

Я уверен, что первая компания, которой удастся правильно реализовать игровую мультивселенную с внутренней экономикой, имеет все шансы разрастись до масштабов если не Google, то хотя бы Facebook. И почти уверен, что применение эта штука найдёт не только в играх.

На ум, конечно, сразу приходит Second Life с его обширными возможностями по созданию, программированию и продаже любых предметов. Но Second Life не даёт рядовым обитателям главного – занятия. Праздно шататься и смотреть на страшно тормозящие и кривоватые виртуальные миры – это одно, настоящая игра – совсем другое. Мало того, я даже знаю идеально подходящий для такой игры ролевой сеттинг. Он называется Planescape.