Лавина материалов, посвящённых так и не закатившейся окончательно звезде ZX Spectrum, заставляет вспомнить другую компьютерную марку – Commodore Amiga. Если “Спектрум” – образец демократичности, то Amiga, несмотря на игривое название (“Подружка” на испанском), как раз-таки аристократ. Технологически Amiga сильно обогнала своё время, и это стало причиной её фактического провала. Но, как и в случае с ZX Spectrum, оказавшись на самом краю небосвода, Amiga упрямо не желает кануть в Лету. На конец этого года намечен… А впрочем, давайте обо всём по порядку.

Итак, Amiga – проблемное детище знаменитого разработчика микросхем Джея Майнера (Jay Miner), бывшего сотрудника компании Atari. Из Atari Майнер ушёл в начале 1980-х – тогда же, собственно говоря, оттуда ушли и многие другие разработчики: слишком затхлой стала атмосфера в компании, где власть захватили управленцы в пиджаках, а основателя – Нолана Бушнелла – выставили вон.

Джей Майнер (1932-1994).

У Майнера и помимо взаимонепонимания с начальством был довольно ощутимый повод уйти на вольные хлеба: он был одержим идеей шестнадцатибитного компьютера, в то время как Atari на тот момент доминировала в восьмибитной нише и вылезать из неё не собиралась. Руководство компании посчитало, что время для шестнадцатибитных машин ещё не пришло, да и жалко было тратить деньги на “сумасшедшую идею”. Майнер ахнул дверью.

Несколько других выходцев из Atari впоследствии основали знаменитую ныне компанию Activision и обратились к Майнеру с предложением сделать игровую консоль, которая “ушьёт” всех конкурентов. Майнеру эта идея не очень нравилась – он хотел именно компьютер, но в итоге он со своими соратниками решил пойти кружным подкопом: формально он разрабатывал именно игровую консоль, но такую, чтобы её “лёгким движением” можно было превратить в полноценный компьютер.

Тут – и кстати, и некстати – случился кризис видеоигровой отрасли 1983 года, так что Майнеру уже ничто не мешало заканчивать проект, уже как было задумано изначально. Ничто, кроме недостатка денег.

На помощь, после долгих и драматичных пертурбаций, пришла компания Commodore, выкупившая Amiga Corporation со всеми потрохами.

В 1985 году новая чудо-машина – Amiga 1000 – увидела свет. И вот ведь злая ирония судьбы: в Atari думали, что для шестнадцатибитных компьютеров время ещё не пришло (поэтому не хотели связываться с проектом), и в итоге Amiga 1000 действительно существенно опередила своё время, практически по всем показателям “уделывая” конкурентов.

Amiga: компьютер, обогнавший своё время и застывший в безвременьи
Amiga 1000.

Самый мощный на тот момент процессор – Motorola 68 000, системная логика с отдельными процессорами для работы с видео и аудио, с качеством, беспрецедентным даже для того ценового диапазона, в котором находилась Amiga 1000 (а стоила она в ту пору 1 500 долларов, то есть совсем немало для домашнего компьютера). Наконец, операционная система с поддержкой многозадачности – на тот момент что-то из области “так не бывает”.

В результате Amiga обрела успех не только среди зажиточных людей, способных позволить себе дорогостоящий и мощный домашний компьютер (даром что Commodore изначально его позиционировал как компьютер для бизнеса), но и у суровых профессионалов, работавших с графикой и видео, – кажется, это был первый бытовой персональный компьютер, на котором можно было монтировать видео…

…И работать с трёхмерной графикой. Именно на Amiga зародились такие пакеты, как LightWave 3D и Aladding 4D. Оба продолжают вполне неплохо существовать, кстати, хотя, конечно, пользуются уже куда меньшей популярностью, чем нынешние отраслевые стандарты. Но, кажется, все современные 3D-пакеты продолжают поддерживать импорт из LightWave 3D.

Amiga OS 4.

В то время как Amiga 1000 и её наследники до Amiga 4000Т включительно (1994 год) были поистине “монстрами”, куда большим успехом пользовались бюджетные варианты Amiga 500 и Amiga 1200.

Пик популярности пришёлся на начало 1990-х, но закончился очень быстро – вместе с компанией Commodore, обанкротившейся в 1994 году. Её активы перекупила немецкая фирма Escom, создавшая дочернюю компанию Amiga Technologies, которая выпустила последнюю “настоящую” Amiga 4000T на базе процессора Motorola 68060. В 97-м году и Escom вылетел в трубу, а бренд Amiga перешёл во временное, как выяснилось, владение Gateway 2000. Руководство Gateway долго рассказывало о грандиозных планах относительно Amiga, а затем, в 2000 году, продала его, так и не выпустив никакой новой продукции. При этом у Gateway осталось несколько патентов на разработки Amiga.

Возникшая впоследствии компания Amiga Inc. выписала производителям компьютеров Eyetech Group и A-Eon Technology право на выпуск новых компьютеров под брэндом AmigaOne – это были уже машины на базе PowerPC. Особой популярностью они не пользовались.

Казалось бы, вот и конец фильма. Оказалось, что нет. Amiga Inc. предложила бельгийской корпорации Hyperion Entertainment, которая поначалу специализировалась на портировании игр для Windows на Amiga, Mac и Linux, заняться разработками операционной системы Amiga OS 4, за что та и взялась.

Это привело ко множеству последующих скандалов и судов, но в 2009 году Hyperion и Amiga Inc., кажется, окончательно договорились о распределении прав.

А Amiga OS 4 продолжает существовать (сейчас поддерживаются только процессоры PowerPC) – последний стабильный релиз состоялся, вы не поверите, 30 апреля 2010 года. “Жизнь после смерти” затянулась.

И грозит затянуться ещё дольше: в 2009 году Hyperion Entertainment и компания A-Eon Technology объявили о заключении стратегической сделки, нацеленной на создание принципиально нового компьютера под брэндом Amiga – AmigaOne X1000, который будет работать под управлением Amiga OS 4.

Заявленные системные требования выглядят вполне презентабельно для нынешних времён: процессор PA Semi Dual-core PA6T-1682M, 2,0 ГГц номинально (1,8 ГГц стандарт) PowerISA™ v2.04+; специальный сопроцессор “Xena” 500 МГц XMOS XS1-L2 124.

Видеокарта ATI Radeon R700, 2 Гбайта оперативной памяти, 500-Гбайтный жёсткий диск, 7.1-канальное HD-аудио. И какое-то сумасшедшее количество разъёмов – одних только USB будет 10 штук.

В Рунете, где, казалось бы, Amiga далеко не так хорошо известна, как тот же “Спектрум”, например, даже есть свой “Информационный центр Амига” – Amiga.org.ru, весьма активно обновляющийся.

К сожалению, не очень понятно, на что рассчитывают создатели новой “Амиги”. На ностальгирующих? – да так ли их много, чтобы окупить расходы на создание нового компьютера? В массовом сознании, кажется, давно остались только PC и Mac, а что сверх того, так от лукавого. Кто будет писать софт для этой платформы? Без него её существование будет бессмысленным…

Но почему-то – совершенно иррациональным образом – хочется пожелать воскресателям “Амиги” удачи и успеха.