Я отлично помню программу «От винта», в которой рассказывали про компьютерные игры. Я смотрел на Mortal Kombat и завидовал: на телеэкране он шёл без тормозов, а на моём 386 ноутбуке всё нещадно тормозило. Именно с Mortal Kombat началось моё знакомство с компьютерными играми-файтингами и именно на нём и закончилось. Потом стало понятно, что привлекало в этой, в сущности, ничем не примечательной игре.
Вовсе не кровавые «фаталити», в которых можно было вырывать оппоненту позвоночник. Хотя какому же подростку такое не интересно? Помню, как мы пытались с ребятами найти нужное сочетание клавиш для того, чтобы вызвать какой-нибудь не известный никому ход, слухи о существовании которого, впрочем, ходили по классу уже давно. Нет, не это интересовало, а всего лишь то, что спрайты в игре были сфотографированы с живых людей — в то время это было действительно редкостью.
В сущности же файтинги всегда представлялись мне утомительным времяпровождением, успешный исход которого зависит от того, кто быстрее нажал на большее количество клавиш. Но время шло, а друзья вокруг не переставали играть, причём я видел странную вещь: в файтинги активно рубились люди, которые уже давно вышли за пределы подросткового возраста. Возникали клубы, проходили целые чемпионаты — теперь, правда, фотографические спрайты на экране заменили трёхмерные модели грудастых девушек. Смысл оставался тем же: как можно быстрее нажать побольше клавиш.
Помню, ещё тогда среди анимешников была чрезвычайно популярна игра Guilty Gear X — только там были не трёхмерные модели бойцов, а тщательно отрисованные анимешные фигурки. Не суть важно. Ни то ни другое мне не нравилось. Почему я обо всём этом вспомнил? Недавно заглянув на один сайт, обнаружил, что GGX умудрилась прожить долгую и счастливую жизнь, прежде чем уйти на покой. Теперь создатель игры, Дайсукэ Исиватари, делает другой такой же файтинг, но под другим названием и с другими персонажами. Прежде всего, заинтересовала одна выдержка из интервью с ним, опубликованного на сайте Eurogamer:
— Что случилось с Guilty Gear? Почему вы перестали делать эту игру?
— Guilty Gear стала восприниматься многими как слишком хардкорная, поэтому мы решили сделать изначально менее сложную игру. Blaz Blue — ответ на эти претензии. К тому же поколение игроков в Guilty Gear выросло и, может быть, стало слишком взрослым, чтобы играть в игры. Поэтому мы решили привлечь новое поколение.
Потом, ещё очень много соплей по поводу того, с какой любовью разрабатывается внешний вид каждого персонажа. Что это значит? Это значит, что новая игра, эта самая Blaz Blue, которая сделана для мобильной приставки 3DS, практически точно не будет популярной. Компании, которые выпускали «большие» компьютерные игры, столкнулись с проблемами, схожими с теми, которые одолевают книгоиздателей и телевидение, но дело тут вовсе не в пиратстве. Давно уже легче делать кучу однообразных игр для социальных сетей или выпускать мелкие игры для смартфонов.
И чёрт возьми, это хорошо. В отличие от смерти книгоиздания, прессы в старом виде и телевизионных фильмов, «прополка» игровой индустрии действительно нужна. До середины 2000-х она относительно процветала, и это привело к тому, что большие студии производили всяческий вторичный шлак, который тем не менее неплохо продавался. Удивительно, но именно в последние годы на рынке появляются действительно интересные проекты (причём большие проекты) — вполне возможно, дело в том, что разработчики зашевелились, видя, что деньги перестали литься с неба рекой. И это правильно.
А что касается всяких файтингов (особенно японских) и RPG (именно японских), то туда им и дорога. Увы, в Японии не умеют и не умели делать игры — кроме разве что самой Nintendo. Но в Nintendo никто и не сомневается. Уж Mario и Zelda будут жить вечно, что бы там ни произошло. Пора вооружаться тяпками.