Ситуация с возбуждением уголовного дела против пользователя «Вконтакте» за то, что он загрузил 18 записей некоей «известной российской рок-группы» на свою страницу в означенной социальной сети: во-первых, фирма грамзаписи «Никитин», по заявлению которой было возбуждено дело, озвучила свою официальную позицию по этому вопросу; во-вторых, социальная сеть «Вконтакте» предложила урегулировать вопрос в досудебном порядке.
Позиция «Никитина» изложена на их сайте. Позволю себе немного процитировать:
Весной 2010 года юридической службой Фирмы грамзаписи «Никитин» был зафиксирован факт размещения композиций каталога на сайте «Вконтакте». В адрес администрации сайта нами было направлено две претензии с требованием удалить данные композиции. Ответа не последовало, в связи с чем летом 2010 года мы сообщили в Управление «К» МВД России о незаконном распространении произведений каталога Фирмы грамзаписи «Никитин».
Сотрудники Управления «К» выявили ряд пользователей, разместивших музыкальные произведения. Также была произведена работа по сбору персональных данных пользователей, но в интересах следствия эти данные не разглашаются, следствие не разглашает и имени артиста, незаконное размещение песен которого послужило поводом для конкретного разбирательства. Нам не вполне понятен интерес СМИ к конкретике такого рода: разве не каждый артист (автор) достоин вознаграждения за свой труд, если он востребован, и разве не каждый гражданин должен соблюдать закон?
Нервные заявления по поводу «непонятного интереса» легкообъяснимы: фирма «Никитин» сама себе наносит репутационный ущерб, как это всегда происходит, когда лейбл начинает гоняться за частными лицами, представляющими его же целевую аудиторию.
Хотя сказать, что попавший «под раздачу» от Управления «К» безымянный 26-летний пользователь — белый и пушистый и ничего не нарушал, тоже, увы, нельзя.
В конечном счёте проблема заключается в системном подходе лейблов, который вполне чётко выражает фирма «Никитин»:
Мы хотим добиться ситуации, при которой владельцы интернет-сервисов не провоцировали бы своих пользователей на размещение чужих музыкальных произведений и четко разделяли бы пользовательский контент (домашние записи, любительское видео) и контент, который является продуктом труда других людей. Крупнейшие интернет-компании вполне в состоянии обеспечить этот механизм. Если они, уходя от ответственности, прикрываются своими пользователями, мы вынуждены решать вопрос с пользователями и призываем все рекорд-лейблы идти таким же путём, а аудиторию Рунета — для общения и развлечений выбирать честные ресурсы, уважающие как поклонников музыки, так и тех, кто её создаёт.
Перевод: мы не можем управиться с интернет-компаниями, поэтому будем разбираться с теми, у кого нет юридических служб, — с конечными пользователями. Может, после этого они перестанут увеличивать наши показатели ущерба в виде упущенной выгоды и начнут покупать у нас записи, за которые мы их же и судили раньше.
Смелое допущение.
Издание «Звуки.ру» опубликовало аналитическую статью под характерным названием «Жертвенный юзер», где, в частности, говорится, что фактически преследование конкретного пользователя — это попытка шантажировать ресурсы вроде «Вконтакте»: дескать, наверное, юзеры перепугаются и разбегутся и, глядишь, «пиратские ресурсы» потеряют аудиторию.
Ещё одно смелое допущение со стороны правообладателей.
Автор статьи в «Звуках» пишет, что наша отрасль могла бы совместными усилиями создать российский аналог Vevo или iTunes, «…но похоже, что пугать, стращать и отталкивать российский шоу-бизнес умеет гораздо лучше, чем развивать и привлекать. При том, что ничего особо выдающегося за этим самым шоу-бизнесом не числится.»
Между тем пресс-секретарь «Вконтакте» Владислав Цыплухин заявил, что администрация сети выступает за досудебное урегулирование данного конфликта. Кроме того, «Вконтакте» подвергает сомнениям цифры, озвученные следствием: 200 тысяч скачиваний и ущерб в размере 108 тысяч рублей. По словам Цыплухина, представители Управления «К» никаких запросов администрации «Вконтакте» не высылали.
Кстати, в заявлении фирмы «Никитин» говорится, что в адрес администрации «Вконтакте» направлялись две претензии, но ответа на них не последовало.