Когда компания Speereo Software, занимающаяся системами распознавания речи, разрабатывала своё первое мобильное приложение, она была вынуждена ориентироваться не на российский, а на зарубежный рынок. О том, что из этого вышло, «Компьютерре» рассказал Даниил Ищенко, вице-президент по развитию бизнеса этой компании.
— Расскажите о зарубежных проектах Speereo Software.
— По сути своей вся деятельность компании Speereo Software до 2008 года была зарубежной. Мы — создатели и разработчики собственной системы распознавания речи, и все приложения и разработки основываются на ней. Первое приложение было создано еще в 2002 году и для мобильных телефонов — уже тогда было понятно, что этот рынок будет развиваться быстрее других.
К сожалению, в РФ этот рынок отсутствовал напрочь. Телефоны были, но в большинстве своем — не смартфоны, а владельцы смартфонов не были подкованы в их использовании. Кроме того, конечно, культура платежа за ПО в те времена у нас была слабой, если не сказать — ничтожной. Потому мы и предложили свои разработки западным потребителям. Там и пиратство пожиже, и пользователи продвинутые, и средства распространения ПО уже были налажены.
— Как вас встретили заказчики и конкуренты?
Здесь все просто: заказчиками в те времена были исключительно западные компании и производители, поэтому пришлось строить цепочки с ними. Конкурентная среда была — да и остается — довольно слабой. Рынок систем распознавания речи крайне узок. Компаний-разработчиков мало, а тех, у кого что-то получается, и того меньше. Ряд уникальных особенностей нашей системы распознавания позволяет компании довольно уверенно чувствовать себя на рынке. Так что жесткой конкурентной борьбы мы не встретили.
— Иностранные рынки интереснее российского? Насколько легче или сложнее там работать?
— Иностранные рынки были интереснее российского из-за отсутствия у нас рынка мобильных приложений. Сегодня и в РФ существуют инструменты, позволяющие распространять свои продукты любому разработчику. В ряде случаев у нас теперь легче.
Плюсы зарубежных рынков — налаженные каналы сбыта (онлайновые магазины, порталы операторов, производителей и т. д.), дисциплинированные и платежеспособные пользователи, четкая система финансовых потоков (для всех — разработчиков, пользователей и магазинов); высокие требования к работе (не отвечать на рекламации, не возвращать деньги нельзя — ты потеряешь рынок).
Минусы зарубежных рынков: обезличенность каналов сбыта — как разработчик вы можете неделями ждать ответа на проблему или потерять место продажи на портале из-за сбоя системы; несовместимость законодательства — за рубежом договор оферты с девелопером — обычное дело и не требует подписей сторон, печатей; несовместимость систем ведения дел — бывает, что производители требуют предоставления ряда документов, которых банально не существует в российском делопроизводстве.
Отдельно должен упомянуть бюрократизацию зарубежного рынка. На сегодняшний день в системе операторов, производителей и продавцов за рубежом рынок более-менее сложился. Появились свои гиганты и «властители умов». Они строят собственные системы, которые, как им кажется, эффективны в работе. Одно плохо — они не эффективны в работе с нами, разработчиками. Беда, когда необходимо, чтобы кто-то на той стороне принял решение. Хуже, если решение смелое, нестандартное. Миф, что это только в России важно не что ты знаешь, а кого ты знаешь. Зарубежные компании — великолепный пример этой поговорки.
Опять же, должен сказать, что все перечисленное — малая толика от множества деталей и нюансов, с которыми приходится сталкиваться. Каждый из контрагентов — туча своих особенностей. У операторов одни требования, у производителей другие, у порталов третьи или все вместе. Единой системы нет.
На зарубежном рынке не легче и не сложнее работать. Везде свои плюсы и минусы. Следует лишь начать.
— Вы планируете увеличивать свое зарубежное присутствие? Какие рынки наиболее перспективны для Speereo Software и почему?
— Планируем, конечно. Исторически наша технология и ПО не распространялись локально — мы пользовались глобальными партнерами. Однако за это время мы поняли, где рынки активнее, а где нет. Так, Германия и Великобритания более активны, чем, скажем, Португалия.
Интересные для нас рынки, конечно есть — это и Азия, и Ближний Восток, и ряд других стран. Тем более, что скоро у нас выходит бесплатный продукт, который нацелен на жителей и гостей больших городов, что станет дополнительным инструментом проникновения. Кроме того, мы, конечно, пользуемся помощью наших партнеров, озвучиваем им свои планы. В силу того, что у нас будет два продукта, которые помогают людям в посещении других стран (Speereo Voice Translator и геосоциальная голосовая сеть), мы будем работать со странами и даже городами, которые имеют высокую туристическую посещаемость и покупательную способность, а также активных пользователей ИТ (хотя это не обязательно, так как продукты нацелены на посетителей, нежели на резидентов).
— Продвигать собственные проекты выгодней, чем заниматься аутсорсингом? Как Вы оцениваете шансы российских IT-компаний на иностранных рынках?
— Продвигать собственные проекты, наверное, не так выгодно, как обрабатывать заказы, хотя и здесь бывают свои приятные исключения. Но одно точно — это гораздо интереснее!
Шансы наших компаний на зарубежных рынках высоки. Крайне. Считайте меня оптимистом, но, как сказано — на сем стою и сойти не могу.
Главное — качество продукта, его востребованность и готовность работать нестандартно. Я знаю ряд компаний, успешно продвинувшихся в продажах на зарубежных рынках. Конечно, без талантливой команды разработчиков, грамотных стратегий и умения находить нужных людей не обходится.