В статье “Сумма будущего: мобильные телефоны” нами был вскользь затронут вопрос о том, что же является основной движущей силой современного развития технологий. Вопрос этот можно перефразировать следующим образом – что первично – идеология или технология?

Вопрос этот небезынтересен хотя бы в связи с тем, что нынешний Президент Российской Федерации обозначил курс на модернизацию страны. Недавно обозначился и первый серьезный (на наш взгляд) барьер – отсутствие понимания того, в чем же заключается эта модернизация. У всех на языке вертятся нанотехнологии, национальная операционная система, ГЛОНАСС, однако стройной системы понимания того, что же понимать под пресловутой модернизацией – нет. Получается движение из ниоткуда в никуда с неявно выраженными принципами самого движения.

В поисках методологии, да еще и не изобретая велосипед, можно (как всегда) обратиться к зарубежному опыту. Давайте рассмотрим два показательных факта. Первый факт касается компании Apple – как вы думаете, какими производственными мощностями обладает эта компания? При этом не забывайте тот факт, что Apple на настоящий момент занимает второе место по капитализации в США (290 млрд. долларов), уступая лишь нефтяному гиганту Exxon mobile (352 млрд. долларов), давно опередив титанов IT – индустрии: IBM (182 млрд. долларов), Intel (118 млрд. долларов).

При этом, яблокорпорация зачастую предоставляет право сборки продукции своим азиатским партнерам – к примеру, той же Foxxcon. Задумайтесь над этим – процессоры Intel выпускаются уже десятилетия и стоят в сотнях миллионов персональных компьютеров, в то время как продукция компании Apple занимает лишь малую часть рынка персональных компьютеров и мобильных телефонов, но при этом их капитализация различается в два с половиной раза.
Можно конечно долго еще сравнивать количество работников, территориальных подразделений и т.д., однако факт остается фактом – основная сила Apple не в производственных мощностях. Тогда в чем?

Цитируя русскую Википедию, «Бодрийяр развил учение о трех порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду».
Говоря проще, сформировав моду и подготовив общественное мнение (умышленными или неумышленными утечками), можно манипулировать сознанием масс с целью извлечения максимальной прибыли.

Второй факт также заставляет задуматься – Китай, в настоящую эпоху являясь фабрикой мира, не производит своих оригинальных продуктов, занимающих весомую долю на внешних рынках. К примеру, ознакомьтесь с содержанием сайтов по продаже китайских копий мобильных телефонов. Особенно вызывают интерес модели телефонов той же Nokia, представленные только в виде концептов, но уже сделанных китайцами в виде реальных аппаратов. Как вы думаете, неужели среди китайцев нет дизайнеров, способных разработать свои собственные, и самое главное – оригинальные модели? Думаете они есть? Тогда почему мы не видим эти телефоны? Действительно, есть над чем призадуматься.

Представляется, что ответ на этот вопрос, да еще если вспомнить про бритву Оккама, действительно прост, однако не он занимает нас в настоящее время.
Возвращаясь к модернизации России, да еще сложив два обозначенных факта, по нашему мнению, следует очевидный вывод – основной вектор модернизации в России должен может строиться во-первых, на потребительском рынке (то есть на простой мысли о том что нужно производить не тонны стали а тысячи вещей из нее, покупаемых людьми из-за удобства), а во-вторых, на основе приоритета подхода, который можно назвать «аккумулирующим». В отношении потребительского рынка все понятно – чем больше удобств для граждан, тем лучше.

Остановимся на «аккумулирующем» подходе. Представьте себе два варианта выпуска современной технологической продукции – революционный (разработка и внедрение, как говорится, от «а» до «я» нового продукта) и эволюционный (соединение готовых, разработанных элементов в новое устройство). Безусловно, революционный подход важен для развития страны, но совершить революцию в настоящее время – практически подвиг, и ставить на эту рискованную карту модернизацию России – шаг откровенно рискованный. Другое дело эволюционный, «аккумулирующий» способ – создание устройств путем соединения существующих разработок. Догадываетесь на кого я намекаю? Если нет, то внимательно изучите эту любопытную страничку.

Получается, что практически любой здравомыслящий отечественный дизайнер (в сочетании с китайскими инженерными талантами) способен создать продукт или линейку продуктов, чрезвычайно популярную как в России, так и за рубежом, при условии адекватной маркетинговой политики.

Вот Вам идея навскидку – представьте себе телевизор в форм-факторе КПК розничной стоимостью 3 тысячи рублей (по примерным подсчетам себестоимость такого девайса составит от 50 до 70 долларов). Как Вы думаете, каковы будут уровни продаж при наличии даже топорного маркетинга?

Рассматривая проблематику в плоскости футурологии, в очередной раз приходишь к выводу о том, что прогресс (перефразируя классика) вершится в умах, а не в туалетах и будущее за теми нациями, которые способны навести порядок в умах, используя для этого простые и очевидные постулаты. Идея, конечно, третей свежести, но тем не менее своевременна и применима в современных условиях.

Подводя итог, можно сформулировать простой и очевидный постулат- моделирование идей даже в видепростых концептов позволит перехватить инициативу на рынке высоких технологий, ведь в современном мире для появления готового продукта порой достаточно всего лишь концепт – дизайна.