В конце сентября новая социальная сеть Ello перешла в режим публичной бета-версии. Она привлекает внимание тем, что позиционируется как антипод всем известным соцсетям, и в неё не так просто попасть. Ello задумывалась группой из семи дизайнеров и программистов как место для общения креативных людей. Авторы проекта намерены обойтись без рекламы и сбора личных данных, но удастся ли им?

Главный идейный вдохновитель команды Ello – Пол Будниц (Paul Budnitz). Он известен как предприниматель и художник, режиссёр фильма «Девяносто три миллиона миль до Солнца» и владелец компании по производству элитных велосипедов из титана и карбона. Идея создать необычную социальную сеть пришла Полу в сорок семь лет. Помимо неё сейчас он работает над десятками проектов и летает между городами в штатах Нью-Йорк и Вермонт по несколько раз в неделю.

Сооснователь Ello Пол Будниц (коллаж по материалам empatico.us).
Сооснователь Ello Пол Будниц (коллаж по материалам empatico.us).

Как говорит сам Будниц, больше всего он хочет вернуть людям радость удалённого общения, не омрачённую технологиями персонализированной рекламы и сбора статистики о каждом клике. “Социальные сети буквально живут рекламой, – пишет Пол. – Вы сами уже стали продуктом, который они продают и покупают”.

Вероятно, без столь харизматичной личности, Ello стал бы очередным закрытым клубом для считающих себя избранными. Изначально проект и задумывался как частная социальная сеть, в которой творческие личности могли бы обмениваться своими работами. Однако узкий круг общения довольно быстро надоел создателям, и они решили «пойти в народ».

Первый опыт оказался неожиданным. Полтора месяца назад в Ello открылась регистрация по приглашениям. Предполагалось, что сайт заинтересует в основном родню и ближайших друзей. Однако средний темп подачи заявок составил тридцать – тридцать пять тысяч писем в час. На такой поток никто не рассчитывал. «Сначала действительно добавились только друзья, но потом пришли их друзья, знакомые, друзья друзей, и процесс стал неконтролируемым, – описывают свой старт сооснователи Ello. – В итоге мы решили начать всё сначала».

Странное понятие о приватности сооснователей Ello (скриншот ello.co).
Странное понятие о приватности сооснователей Ello (скриншот ello.co).

Сейчас создать свой аккаунт в Ello можно только по приглашению от одного из зарегистрированных пользователей. Но даже с учётом такой рекомендации процесс рассмотрения заявки может занять несколько месяцев.

На страницах сайта о его создании рассказывается как о вынужденной мере. Основную проблему коллектив Ello видит в том, что большинство крупных соцсетей требует указывать реальные имена, достоверно заполнять профили и добавлять свои узнаваемые фотографии. При этом каждый клик пользователя используется для того, чтобы более эффективно показывать рекламу ему и его друзьям.

В Ello отсутствие рекламы в любом виде должно достигаться, в том числе, за счёт деперсонализации участников. На всех фотографиях вместо лица изображён чёрный смайлик, а вместо имени может быть любой ник.

Фотография в стиле Ello.
Фотография в стиле Ello.

Пока новая соцсеть работает в режиме беты, о ней трудно сказать что-то определённое. Отдельные принципы её работы напоминают то Tumblr (легко добавлять изображения и комментировать их), то Twitter (можно упоминать других людей, используя их ник как тег). Однако незрелость сайта сквозит во всём: чёрно-белое оформление, огромные пустые пространства и сложности с отображением страниц в разных браузерах.

С экономической точки зрения существование такой социальной сети тоже выглядит странно. Поддержание растущего сайта требует постоянных затрат, а любой проект должен приносить хоть какую-то прибыль. Разработчики уверяют, что в Ello никогда не будет рекламы. На какие же средства тогда он сможет существовать?

Для первого этапа команда Ello уже получила $435 тыс. инвестиций от венчурного фонда из Вермонта Fresh Track Capital. Получается, что это обычный коммерческий проект, подразумевающий возврат вложений. Сами разработчики говорят лишь о том, что ищут различные источники дохода. К примеру, они рассматривают возможность продажи дополнительных функций пользователям. Таких, как экспорт данных или увеличение лимита на объём хранимых файлов.

Интерфейс Ello заставляет вспомнить девяностые.
Интерфейс Ello заставляет вспомнить девяностые.

Складывается впечатление, что акцент на отсутствие рекламы и охрану приватности – всего лишь очередной рекламный ход. Вопреки заверениям, Ello всё-таки собирает данные о пользователях. Просто (пока?) делает это менее агрессивно. В cookies сохраняются сведения о прежних визитах, а беглый анализ кода страниц выявляет следы модифицированного сервиса Google Analytics.

К тому же, сейчас на сайте работает как минимум один способ нарушить его рекламную стерильность: можно размещать ссылки на ролики (YouTube или Vimeo), в которых она уже есть. Формально это не нарушает политику сайта. Как пишут создатели проекта: «Мы не контролируем, кто и что загружает. Мы просто не продаём рекламу сами».

Разработчики часто называют свою сеть «анти-Фейсбуком», а многие обозреватели усматривают в этом своеобразный рекламных ход от противного. Популярность Facebook столь же огромна, как и число недовольных этой социальной сетью. Наверняка многих воодушевит идея уйти из неё в другую, пока ещё незахламлённую, променяв мейнстрим на подчёркнутую альтернативу.