На прошедшей конференции F8 Марк Цукерберг сообщил, что собирается реорганизовать Facebook и сделать его больше похожим на социальную сеть Google+. Ирония в том, что, когда компания Google запустила свою соцсеть, большинство упрекало основателя поискового сервиса в подражательстве и предрекало ей скорый крах. Сейчас основатель Facebook открыто говорит о желании копировать принципы Google+, а не наоборот.

Первые шаги уже сделаны. В интервью изданию New York Times Цукерберг объяснил, что его компания сейчас работает над «разделением большого синего приложения» — то есть разделяет мобильный клиент и сайт Facebook на множество отдельных и узкоспециализированных сервисов.

Марк Цукерберг на конференции F8 (фото: ctvnews.ca).
Марк Цукерберг на конференции F8 (фото: ctvnews.ca).

То, что раньше служило ядром социальной сети, останется лишь как служба авторизации, которая обеспечивает вашу цифровую идентификацию и взаимосвязь персонального контента во множестве сервисов Facebook. Именно по такому принципу работает Google. К примеру, залогинившись через браузер в почте, человек получает доступ к чатам, контактам, календарю, облачному хранилищу, YouTube, соцсети и всему остальному. При этом для каждого сервиса есть отдельный сайт или мобильное приложение.

Как пояснил Цукерберг, Facebook всегда развивалась по пути добавления новых функций к основному веб-порталу и единой программе. Со временем интерфейс оказался перегружен, а мобильное приложение стало требовать слишком много системных ресурсов и трафика. Особенно это сдерживает привлечение пользователей из развивающихся стран, куда Марк давно нацелился в поисках новых клиентов. Сейчас пользователи предпочитают концепцию «одна задача — одно приложение», и именно ей собирается следовать компания Facebook в дальнейшем.

Три кита Facebook (фото: brightonict.com).
Три кита Facebook (фото: brightonict.com).

Другой причиной, которая выглядит более реалистичной, может быть и тот факт, что сама модель существования Facebook как социальной сети исчерпала себя. Она была одной из первых и стала крупнейшей, но сейчас наблюдается устойчивый отток из неё давних пользователей. Старожилы снижают активность или вовсе закрывают аккаунты, а общее число людей поддерживается в основном за счёт неофитов. Они тоже идут в Facebook менее охотно, чем несколько лет назад. Просто потому, что появилась масса альтернатив.

Для тех, кто давно завёл аккаунт на Facebook, эта социальная сеть постепенно становится обременительной. В «друзья» успели добавиться не только ближайшие родственники и приятели, но и коллеги по работе, начальники, дети и родители. Всем этим людям не откажешь в доступе без обид, поэтому публиковать что-то личное в Facebook готовы всё меньше социально активных пользователей.

Реклама на Компьютерре

Для такой разношёрстной компании, как «друзья из Facebook», трудно (если вообще возможно) производить уникальный контент, не задевая ничьих чувств. Поэтому люди стремятся в другие социальные сети, где пока ещё нет напросившихся в друзья и можно более внятно разделять всех на группы.

После всплеска интереса к новостям от «друзей» как к новому формату распространения информации основная масса перестала ценить такие ежедневные подборки. Об этом свидетельствуют и два недавних эксперимента Facebook под названием Paper и Home. По сути в них рассматривалась пара вариантов автоматической обработки новостной ленты и её наиболее удобного представления. Ни один из них не увенчался успехом.

Приложение Facebook paper (фото: designboom.com).
Приложение Facebook paper (фото: designboom.com).

Ещё один фактор, заставляющий сейчас отвернуться от Facebook, — это скрупулёзный сбор статистики о действиях пользователя из любых источников и её анализ методами обработки «больших данных». «Компьютерра» уже писала о том, что в Facebook не только узнают об изменении взаимоотношений людей (часто — раньше, чем их офлайновые друзья), но и учатся прогнозировать их. С помощью математических методов довольно неплохо удаётся рассчитать, как именно будет развиваться новое знакомство, чем и когда примерно оно закончится.

Делают ли это создатели других соцсетей? Мы не знаем наверняка, но только Facebook регулярно публикует серии тематических исследований по данным анализа профилей пользователей и их сетевой активности. Конечно, предварительно выполняется процедура деперсонализации, но ничто не мешает при необходимости воспользоваться столь мощным инструментом в отношении конкретного пользователя.

Текущая стратегия разукрупнения Facebook не означает, что работа каких-то сервисов будет приостановлена. Это говорит скорее о том, что новые приобретения сохранять значительную часть своей самостоятельности, как это произошло с WhatsApp и Instagram. У многих пользователей они даже не будут ассоциироваться с Facebook.