Облачные технологии быстро стали одним из основных трендов и оказались востребованы компаниями самого разного профиля. Сегодня с ними связывают очередную революцию в ИТ, но каждый видит её по-своему.
Чем оказались интересны «облака» на практике? Какова их структура и ключевые направления развития? Кому они будут интересны и в какой реализации? На эти и другие вопросы отвечает Александр Стародубцев – заместитель генерального директора «ИТ-Град».
1. Александр, какие облачные технологии сейчас наиболее востребованы в России?
Как показывает наша многолетняя практика, наибольший рост объёмов потребления демонстрируют облачные технологии в модели IaaS, то есть услуги по организации в облаке виртуальной инфраструктуры. Это вполне закономерно, поскольку рост уровня ИТ-зрелости как российских компаний, так и рынка облачных технологий в целом (как части рынка ИТ-аутсорсинга) идёт снизу вверх. Сначала возникает потребность в услугах самого низкого уровня — аренды места в стойке дата-центра. Затем – в аренде оборудования. Следом идёт аренда виртуальных дата-центров, далее хостинг приложений или SaaS, после чего возникает интерес в услугах класса «ИТ как сервис».
На сегодняшний день в России мы наблюдаем зрелый рынок услуг ЦОД и аренды оборудования, который имеет тенденцию к дальнейшему упадку. Рынок услуг IaaS – наоборот, стремительными темпами набирает обороты. Корпоративный SaaS, как услуга более высокого уровня, по-прежнему находится в стадии внедрения на массовый коммерческий рынок. Это обусловлено недостаточной зрелостью как клиентов, так и большинства поставщиков таких решений. Разумеется, на фоне общей ситуации на рынке SaaS-решений есть и исключения. Среди них хотелось бы отметить SaaS-систему для автоматизации бизнес-процессов ServiceNow, которая вышла на российский рынок в этом году. Уже реализовано несколько крупных проектов по её внедрению компанией «ИТ-Гильдия».
2. Как изменилось количество и структура предлагаемых облачных решений за последний год?
Количество облачных решений растёт с каждым годом, и перечисление их заняло бы довольно продолжительное время. Поэтому я обращу внимание на наиболее значимые новинки, которым удалось найти клиентов на облачном рынке России за прошедший год: хранение резервных копий в облаке с помощью технологии Veeam Cloud Connect, услуги по аренде виртуальных систем хранения данных и услуги класса «Managed Services» для выполнения требований стандарта PCI DSS. Перспективным, но пока не имеющим существенного рынка в России является направление контейнерной виртуализации.
Основное структурное изменение — это усиливающаяся поляризация российского рынка аренды виртуальной инфраструктуры между сегментами корпоративного и некорпоративного (массового) IaaS. В США таких облачных поставщиков ещё называют TCP- и UDP-провайдерами — по аналогии с названиями и принципами работы сетевых протоколов.
На заре популярности облачных сервисов каждый пытался охватить максимально широкую аудиторию из небольшого числа потенциальных клиентов без чёткого позиционирования своих услуг. За последний год у подавляющего большинства российских облачных провайдеров сформировалось чёткое понимание того, на чем следует фокусироваться. Либо мы используем тяжёлое проприетарное решение для виртуализации поверх отказоустойчивого аппаратного комплекса, либо пишем свою панель управления к гипервизору на свободном ПО и максимально автоматизируем функции самообслуживания пользователей, добиваясь максимально низких затрат за счёт перекладывания функции обеспечения отказоустойчивости на приложения наших клиентов.
3. Кто сегодня основные заказчики IaaS?
Основными заказчиками IaaS являются компании с высоким уровнем зрелости ИТ-процессов. Как правило, это распределённые компании или компании, оказывающие на основе своих информационных систем услуги для собственных клиентов. Наиболее часто заказчиками IaaS становятся представители следующих отраслей: ритейл, разработка ПО, логистика, финансовый сектор. Однако в целом профиль деятельности не является признаком, прогнозирующим использование IaaS. Клиентами облачных провайдеров становятся представители практически любых отраслей.
4. Как изменились запросы ваших заказчиков за последний год?
Значительно выросло количество проектов в модели гибридного облака, когда у заказчика имеется собственное частное облако и он хочет вынести часть нагрузок в облако публичное, сохраняя при этом единое окно управления всеми виртуальными ресурсами. Соответственно, клиенты требуют от провайдеров наличия компетенции и опыта поддержки таких решений.
Также в этом году пользователи облачных решений больше внимания уделяют вопросам катастрофоустойчивости и организации территориально удалённых резервных площадок.
Политические события также сильно повлияли на запросы заказчиков. Если раньше преимущество отдавалось размещению облачной инфраструктуры на зарубежных площадках, то сейчас тенденция прямо противоположная: подавляющее большинство проектов реализуется на базе российских дата-центров.
5. Как вы оцениваете темпы миграции компаний на IaaS, и от каких факторов они зависят?
Темпы миграции компаний в облака весьма внушительные. Если предыдущие семь лет рынок IaaS, по нашим оценкам, ежегодно удваивался, то за последний год он вырос почти в три раза. Когда заказчик понимает, какие ИТ-услуги потребляет, с каким уровнем сервиса (SLA) и во сколько это ему реально обходится, обосновать целесообразность выноса серверной инфраструктуры в облако в большинстве случаев не составляет труда. Вторым фактором, который будет проявлять себя ещё некоторое время, можно назвать скачок курса доллара, из-за чего стоимость закупки нового оборудования выросла вдвое. В то же время масштаб подорожания облачных услуг российских IaaS-провайдеров оказался существенно ниже. На этом фоне многие задумались об IaaS как об альтернативе закупке оборудования.
6. Какова география предоставляемых услуг IaaS? Вы работаете только с российскими заказчиками, охватываете ближнее зарубежье или ориентируетесь в том числе на иностранных клиентов?
Географическая привязка к дата-центрам обусловлена требованиями по организации выделенного подключения клиента к облачным ресурсам, требованиями к скорости отклика приложений по сети, а также требованиями местного законодательства (например, о хранении персональных данных на территории России). Если ни одно из этих условий для клиента не принципиально, то облачная площадка может располагаться в любой точке земного шара. Поэтому мы работаем с заказчиками из самых разных государств. У нас есть клиенты из США, Великобритании, Монако, Литвы, Казахстана и многих других стран. Чтобы учесть перечисленные выше требования, мы постоянно расширяем географию своего физического присутствия. Например, в этом году мы вышли на рынок Казахстана.
7. Может ли заказчик контролировать физическое местоположение своих данных при использовании IaaS?
Если речь идёт о площадке размещения данных, то да. При создании виртуального дата-центра заказчик может указать предпочтительную для него площадку размещения: Москва, Санкт-Петербург, Казахстан, Хельсинки и так далее.
8. Каким бюджетом должна обладать компания, чтобы внедрять IaaS? Вы ориентируетесь преимущественно на крупных клиентов, или представители малого бизнеса тоже могут получить определённые преимущества от виртуализации ИТ-инфраструктуры?
Бюджеты у клиентов IaaS совершенно разные — от нескольких тысяч рублей в месяц до сотен и даже миллионов рублей ежемесячно. Всё зависит от конкретной задачи и требуемых для нее ресурсов. Преимущества от виртуализации ИТ-инфраструктуры может получить любая компания при одном условии: уровень проникновения ИТ в рабочие процессы организации должен быть весьма высоким. В этом случае повышение доступности ИТ-сервисов оправдывает затраты на аренду облачных ресурсов, поскольку в случае поломки серверного оборудования может остановиться весь бизнес. Когда же уровень проникновения низкий и многочасовой простой серверов существенно не сказывается на основной деятельности предприятия, то, разумеется, говорить об эффективности IaaS не приходится.
9. Облачные технологии увеличивают затраты на трафик. Какие технологии используются для его снижения?
С целью снижения трафика в большинство протоколов, используемых современными средствами доставки приложений, встроены алгоритмы компрессии передаваемых данных.
В качестве одной из наиболее «прожорливых» с точки зрения трафика задач можно назвать резервное копирование в облако. В этом случае применяется как сжатие передаваемых данных, так и механизм инкрементного обновления резервных копий — когда передаются не все данные, а только изменившаяся с момента последнего бэкапа часть информации.
10. DDoS-атаки разного типа продолжают использоваться в качестве метода недобросовестной конкурентной борьбы. Есть ли у ваших клиентов какая-то дополнительная защита от них, кроме стандартной фильтрации?
Помимо стандартной фильтрации мы предлагаем нашим клиентам защиты от DoS и DDoS с помощью технологии DPI (Deep Packet Inspection — глубокого анализа трафика). Для этого мы используем на периметре нашей сети отечественную систему «СКАТ». Она осуществляет глубокий анализ трафика до уровня L7 OSI и использует тест Тьюринга для проверки пользователей с подозрительным поведением.