Исследователи, изучающие когнитивные процессы, предложили новую теорию групповой динамики. Она базируется на «взрослой» версии всем известной игры «камень-ножницы-бумага» и охватывает широкий спектр ситуаций — колебания финансовых рынков, торги на eBay, моду, политику и др.
Вспомним принцип этой простой игры на руках: игроки на счёт «три» одновременно показывают один из трёх знаков, означающих камень, ножницы или бумагу. Считается, что камень побеждает ножницы, ножницы — бумагу, а бумага — камень. Забавно, но фактически победа зависит от угадывания «что другие люди думают о том, что я думаю». Исследователи сходятся на том, что люди в подобной ситуации начинают рано или поздно незаметно влиять друг на друга, формируя ожидания и задавая общую тенденцию. В результате мы получаем систематическое поведение, которое вовсе не случайно, а подчиняется определённым закономерностям. Совершенно аналогично формируются ожидания и в кругу людей, торгующихся на аукционе или бирже, выбирающих модную одежду или ведущих переговоры.
Лабораторный эксперимент проходил с усложнённой версией игры — выбором из 24 вариантов вместо трёх и большим количеством добровольцев.