Исследователи, изучающие когнитивные процессы, предложили новую теорию групповой динамики. Она базируется на “взрослой” версии всем известной игры “камень-ножницы-бумага” и охватывает широкий спектр ситуаций – колебания финансовых рынков, торги на eBay, моду, политику и др.

Вспомним принцип этой простой игры на руках: игроки на счёт “три” одновременно показывают один из трёх знаков, означающих камень, ножницы или бумагу. Считается, что камень побеждает ножницы, ножницы – бумагу, а бумага – камень. Забавно, но фактически победа зависит от угадывания “что другие люди думают о том, что я думаю”. Исследователи сходятся на том, что люди в подобной ситуации начинают рано или поздно незаметно влиять друг на друга, формируя ожидания и задавая общую тенденцию. В результате мы получаем систематическое поведение, которое вовсе не случайно, а подчиняется определённым закономерностям. Совершенно аналогично формируются ожидания и в кругу людей, торгующихся на аукционе или бирже, выбирающих модную одежду или ведущих переговоры.

Лабораторный эксперимент проходил с усложнённой версией игры – выбором из 24 вариантов вместо трёх и большим количеством добровольцев.