Игры и их музыка: ведущие композиторы

По мере того как бюджеты игр приближались к бюджетам кинематографа, естественным образом серьёзнее становилась и музыкальная их часть. В результате появилась целая плеяда (и немаленькая) композиторов, которые целенаправленно писали и пишут музыку именно для видеоигр. А по мере того как игрушки обретали всё более широкую популярность, имена этих композиторов приобретали всё большую известность и за пределами игровой аудитории.

Начнём, впрочем, не с самых известных:

1. Стефан Пик (Stephane Picq). Французский композитор, писавший музыку преимущественно для Cryo, причём с начала 1980-х годов (понятно, что цифровые носители были к его услугам отнюдь не сразу). Впрочем, самые известный, возможно, его саундтрек в игре звучит именно с компакт-диска.

Игра называлась Lost Eden и представляла собой смесь квеста и стратегии (со значительным креном в сторону первого). А музыка Стефана Пика, как нетрудно заметить, очень напоминала творения группы Enigma:

После закрытия Cryo сведений о Пике немного. Согласно его странице на Linkedin он занимается музыкальным фрилансом.

2. Ченс Томас (Chance Thomas). Возможно, не самое известное (в России) имя, но однако же это композитор саундтреков к таким играм, как Quest for Glory V: Dragon Fire (последняя игра серии Quest for Glory и первая с саундтреком, сделанным не на MIDI), Unreal II: The Awakening, Police Quest: SWAT 2 и MMORPG The Lord of the Rings Online.

Это заставочная музыка к Quest for Glory V, записанная с полным симфоническим оркестром.

Судя по всему, в настоящее время Ченс Томас ведёт достаточно активную творческую деятельность, да и достиг немалого: 40 отраслевых наград.

3. Мэтт Оулмин (Matt Uelmen) — такую транскрипцию, по крайней мере, даёт Википедия. Это автор легендарных саундтреков к Diablo/Diablo II и саунд-дизайнер оригинального Starcraft.

Успел он немного поработать и над World of Warcraft, а конкретнее — над первым расширением The Burning Crusade. Музыка в Outland сильно (и в лучшую сторону) отличается от всей остальной, и в этом заслуга Оулмина.

После ухода из Blizzard Оулмин окопался в компании Runic Games, что уже само по себе довольно занятно. Эту компанию основали создатель игры Fate Трэвис Болдри, Макс и Эрик Шэферы, сооснователи Blizzard North и создатели Diablo, а также бывшее сиэттльское подразделение студии Flagship Studios, обязанной своему появлению (и, в итоге, увы, распаду) Биллу Роуперу, одному из авторов серии Warcraft.

Главным достижением Runic Games стал… клон Diablo под названием Torchlight. Оулмин написал к нему музыку. Вот такую:

http://youtu.be/2a6jJdTesLM

Ничего не напоминает?

4. Sonic Mayhem — это сценическое имя музыканта и саунд-дизайнера Саши Дикисьяна (Sascha Dikiciyan) и его случайных или не очень соратников. Помимо музыки и эффектов для игр, он выпускает в том числе и независимые музыкальные альбомы и танцевальные ремиксы. Но его aggro-industrial в играх — главное, чем он известен.

Помимо Quake II Sonic Mayhem написал примерно половину саундтрека к Quake III, но таких цепляющих тем, как Descent into Cerberon в Quake II, сделать не удалось.

Среди самых известных игр, «подзвученных» Sonic Mayhem, кроме упомянутых, — Tomorrow Never Dies Video Game, Beowolf, Dark Messiah, Borderlands, Tron: Evolution. В этом году выходит Mass Effect 3, к которому они тоже написали саундтрек.

5. Еспер Якобсон Кюд, более известный в России под «англизированным» именем Джеспер Кид (Jesper Kyd) — датский «игровой» композитор, давно и плотно работающий с I/O Interactive и написавший музыку ко всем ныне существующим играм серии Hitman…

…И Assassin’s Creed:

На самом деле, музыку к играм он начал писать ещё в 1980-е (первая игра — 1989 год, USS John Young). Солидную известность ему принёс саундтрек к игре MDK2, а дальше… Дальше уже пошли «Хитманы», Freedom Fighters, Kane & Lynch: Dead Men, Borderlands, Unreal Tournament 3 и другие.

6. Акира Ямаока (Akira Yamaoka) — главный композитор сериала Silent Hill. Увы, до недавнего времени. Как и в случае с Diablo, которую в большой степени «сделала» именно музыка, без саундтреков Ямаоки Silent Hill, возможно, и не Silent Hill никакой…

Неудивительно, что по частям саундтрек к Silent Hill 2 использовался в фильме под названием Silent Hill. Жаль, что только по частям, это сильно прибавило бы и без того неплохому фильму очков в глазах поклонников игры.

Ямаока очень активно продолжает работать на поприще композитора; среди последних — консольная игра Shadow of the Damned:

Судя по всему, совсем уж отвязная.

7. Джереми Соул (Jeremy Soule) — вот уж истинный титан: саундтреки более чем к 60 играм. Начинал с полной, простите, фигни — детский игрушек Freddi Fish, но теперь у него за душой саундтреки к Guild Wars Prophecies, Dungeon Siege II, Star Wars: Knights of the Old Republic, Warhammer 40,000: Dawn of War…

Ну а главными его достижениями, возможно, следует назвать музыку к The Elder Scrolls: Morrowind (и последующим сериям) и Neverwinter Nights (часть треков даже использовали во второй игре).

Любопытно, конечно: сходство музыки к этим двум играм местами оказывается ошеломительным, а учитывая, что вышли они с разницей в несколько месяцев, возникает подозрение, что Соул писал оба саундтрека «одной пачкой» и просто рассортировывал их — это на «Морроуинд», а это на «Невервинтер»…

…Что, впрочем, не делает музыку хоть сколько-нибудь хуже, а Соула — меньшим трудоголиком. В одном из интервью она рассказывал, как они с братом (с которым Соул постоянно сотрудничает) писали вручную оркестровый саундтрек с клавиш (используя софт и библиотеки), по два инструмента за один раз. Можно себе представить, какие усилия были затрачены.

В следующей части расскажем об играх-«агрегаторах», в которых лицензированная музыка оказалась самой главной составляющей.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях