Робот-повар и робот-разносчик – конкуренты или коллеги?

Продажа еды – удивительно выгодный и стабильный бизнес, в США в 2017 г. ее съели на $2068,8 млрд. Бюджет Пентагона в тот год составлял $582,7 млрд. – понятное дело, убить человека можно лишь один раз, а еды он требует трижды в день, плюс кофе-брейки и файф-о-клоки. Естественно, что робототехническая отрасль ну никак не может пройти мимо столь выгодного дела. И тут самым естественным образом выделяются три направления – производство пищи, ее доставка потребителю и приготовление блюд.

Ну, роботизация производства пищи и тесно смыкающаяся с ней роботизация сельскохозяйственной логистики – разговор отдельный. Равно как и промышленное производство пищевых полуфабрикатов. А сейчас мы поговорим о роботизации бытового уровня, доставка еды из магазина и приготовление блюд из нее – тут возникает немало интереснейших разработок, и – что еще интереснее – возможностей очень удобного и выгодного комплексирования этих самых разработок. Очень рентабельного – повар-то всегда сыт, да и у тех, кто кусок шпика передает – руки в сале…

Прежде всего еду, будь то сырые продукты, полуфабрикаты и готовые блюда, нужно доставить из магазина домой. Это можно сделать пешком, посетив «магазин шаговой доступности». Это можно сделать, заехав в гипермаркет. Это можно поручить доставщику – как пиццы и суши из ближайшего кафе, так и воды, и продуктов с «оптового» склада. Что-то можно везти просто так, как коробки с макаронами и консервными банками. Для чего-то лучше взять летом изотермическую сумку – для молочных продуктов, охлажденного мяса… Такие же сумки есть у доставщиков пиццы.

А что должно стать доставщиком? Тут почему-то всем в голову приходит дрон. А вот это довольно странно – воздушный транспорт он, знаете ли, дорог… Много дешевле опираться на землю, чем на воздух – и мощность двигателей нужна куда меньшая, и энергии уйдет куда меньше. Да и безопасней – если кто еще не видел трогательных кадров полета дрона «Почты России» из 105 микрорайона Улан-Удэ в село Тарбагатай Тарбагатайского района Бурятии, то вот они. А падают не только дроны, собранные умельцами из подручных материалов – рушатся с небес и пилотируемые аппараты, новейшие истребители и вертолеты ВКС в Сирии, вылизанные за десятилетия эксплуатации C-130 в Джорджии. И это – за одну неделю…

Но военная авиация летает редко, и лучше где-нибудь подальше от людей. А вот доставка повседневных продуктов питания происходит постоянно и там, где люди живут – представим себе, что все это плывет над нашими головами, да хотя бы и крышами, иногда падая… Человеку много не надо – семьдесят несистемных килограммометров сверху и все. Женщинам и детям значительно меньше. Нет уж, пусть лучше еда прибывает по земле. Как это делает сугубо наземный  робот-доставщик от калифорнийской корпорации с эстонскими инженерами и космическим именем Starship Technologies.

Робот-доставщик – это просто небольшой ящик на колесах, в силу неторопливости не представляющий опасности окружающим…
Робот-доставщик – это просто небольшой ящик на колесах, в силу неторопливости не представляющий опасности окружающим…

Шестиколесный робот Starship движется со скоростью пешехода – 6,5 км/час, имеет грузоподъемность в 18 кг, в которую вполне укладывается подавляющее большинство покупок. Радиус действия – 5 кг. Выбирает маршрут в точку доставки и движется по нему он самостоятельно, но в затруднительной ситуации связывается с оператором. Продукты размещаются в закрытом на кодовый замок контейнере. В ситуации кражи или вандализма робот включает сирену и жалуется оператору.

Реклама на Компьютерре

С весны 2016 г. робот испытывался в США, на улицах Атланты, Бентонвиля (Арканзас),  Бостона, Нью-Йорка и Сан Франциско. Потом к ним присоединилась Европа. На территории бывшего СССР роботы применяет финская  фирма онлайновой доставки продуктов Wolt, развозя ими заказы в Таллинне.  Для этого Эстония даже внесла изменения в свой Закон о дорожном движении, дополнив его статусом «самодвижущихся роботов-курьеров». (Они имеют примерно те же права и обязанности, как и «самобалансируемые транспортные средства», электросамокаты…)

За время испытаний Starship развозили продукты в сотне городов двадцати стран, населенных более чем 15 миллионами человек, пробежав более 160 000 километров.  К концу года намечено отгрузить заказчику первую тысячу серийных роботов-курьеров. В 2019 г. планируется значительно увеличить объем поставок. Но этот робот просто привозит продукты – а не все же любят пиццу и полуфабрикаты… Для этого предназначен другой робот – повар. И в столичном магазине роботов мы уже читаем объявление «Двурукий робот-повар Moley заменит хозяйку на кухне»…

Правда, при оформлении заказа мы сталкиваемся с пометкой «Нет в наличии» и предложением уведомит о поступлении товара. Примерно то же наблюдаем и в европейских магазинах, часто с пометкой «Скоро!». Действительно, разработчик робота-повара, лондонская  Moley Robotics  уведомляет о начале поставок в 2018 году и приглашает потребителей зарегистрироваться  Ролики с приготовляющим бабушкины спагетти-болоньезе по Сети гуляют уже давно.

Moley Robotics 

24 сустава, 20 электромоторов позволяют роботу с высокой точностью повторять движения рук белкового повара (в частности, для обучения машины использовался опыт победителя английского кулинарного шоу MasterChef 2011 Тима Андерсона). То есть – на горизонте коммерческого применения появляется машина, способная доставать продукты из холодильника, готовить и сервировать еду и складывать в мойку грязную посуду. Возможно, в продажу пойдет уже более совершенный образец, который сможет уложить тарелки и кастрюльки в посудомоечную машину…

То есть – этот год, скорее всего, ознаменуется серийными поставками роботов-доставщиков и роботов-поваров. Самая древняя, самая постоянная и массовая сфера деятельности человека уходит из человеческих рук. И это уже навсегда – даже если конкретная Moley Robotics в очередной раз отсрочит массовое производство (оно уже обещалось в 2017 г.). Продукт из магазина будет доставляться роботом, робот будет готовить и сервировать блюда… И вот такие технологии создают интереснейшие и рентабельнейшие возможности для комплексирования.

Еду везет робот – значит в жилой застройке нужно радикально меньше помещений под магазины. Но – нужны помещения под логистические центры – оптимизация их размещения будет интереснейшей и полезнейшей задачей, где пересекутся архитектура, линейное программирование и урбанистика. Нужны решения для многоквартирных домов, в которых обитает большинство населения России – разновидности постаматов, ящиков с кодовыми замками у домов для доставки несрочных грузов. Нужны роботы, доставляющие замороженные или горячие товары к двери – умеющие ходить по лестницам, как качественные инвалидные коляски.

Ну и робот-повар. Он будет поначалу довольно дорог. Нужен ли он в каждую квартиру? Или возможны разновидности таких устройств для коллективного использования – готовящие для коллектива организации, для жильцов, не имеющих домашних поваров… Ведь одно из применений робота-курьера Starship – это  доставка еды сотрудникам компании Intuit в городе Маунтин-Вью, в Кремниевой долине. Не надо самому тащиться по кампусу в кафетерий, не надо стоять в очереди – робот привезет заказ на рабочее место или к облюбованной скамеечке. Так такой бизнес прямо напрашивается на комплексирование роботов-поваров с роботами-доставщиками. Домашняя еда с доставкой – таков может быть симбиоз различных видов робототехники!