Что делать с персональными и большими пользовательскими данными?

Гендиректор Apple Тим Кук призвал правительство США принять закон о защите персональных данных наподобие европейского Общего регламента о защите данных (GDPR). Об этом Кук заявил на международной конференции по защите данных и конфиденциальности в Брюсселе, сообщает РБК.

По его словам, сегодня личные данные является «вооружением» против пользователей в интернете. Кук призвал «не приукрашивать последствия» такого использования пользовательской информации и обеспечить защиту неприкосновенности частной жизни.

После выступления Кук на своей странице в Twitter подчеркнул, что GDPR показал, «что хорошая стратегия и политический курс могут сделать, чтобы защитить права граждан». Он назвал конфиденциальность одним из основных прав человека, которое должно быть защищено в соответствии с четырьмя принципами.

Во-первых, компании не должны собирать личные данные пользователей и отменить их идентификацию. Во-вторых, люди должны всегда знать, для чего и как эта информация собирается. В-третьих, компании должны облегчить получение копий личных данных для пользователей, а также полностью удалять их по желанию пользователя. В-четвертых, по словам Кука, все люди имеют право на безопасность данных.

Тем временем в Госдуму внесен законопроект о регулировании больших пользовательских данных. Он предлагает разрешить компаниям обрабатывать и передавать такие данные третьим лицам с согласия самих пользователей, пишет «Коммерсантъ».

Законопроект нормативно закрепляет определения больших пользовательских данных, оператора этих данных, а также вводит регулирование их обработки. Согласно проекту, к большим пользовательским данным предлагается относить совокупность информации о физических лицах, кроме персональной, «не позволяющую без использования дополнительной информации или обработки определить конкретное физическое лицо».

Операторами больших пользовательских данных могут выступать госорганы, органы местного самоуправления, юридические или физические лица, которые осуществляют их обработку. Оператор больших пользовательских данных обязан размещать на своем сайте информирование о намерении их обрабатывать. Также до начала обработки данных для целей третьих лиц оператор обязан получить согласие, указано в законопроекте.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что сейчас такие большие данные в России никак не регулируются, и одним из первых шагов в этом направлении должно стать введение нового понятийного аппарата.

Вопрос регулирования обработки общедоступных персональных данных сейчас также обсуждается в правительстве. Кроме того, в октябре «МегаФон», Mail.ru Group, oneFactor, «Яндекс» и Тинькофф-банк учредили в России Ассоциацию участников рынка больших данных. Ее возглавила операционный директор «МегаФона» Анна Серебряникова. Участники ассоциации намерены разработать бизнес-ориентированную стратегию развития рынка больших данных, выработать единые принципы и стандарты обработки, хранения и передачи и использования больших данных.

В Ассоциации больших данных отметили, что участники рынка, а также бизнес-ассоциации не участвовали в разработке данного законопроекта, а излишнее регулирование в этом вопросе будет препятствовать развитию рынка больших данных в России.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях