Правительство РФ в своем заключении поддержало законопроект об автономном рунете при условии его доработки. В кабинете министров установили правовую неопределенность в том, о каких угрозах целостности, устойчивости и безопасности интернета идет речь, в каких случаях и при каких условиях может осуществляться централизованное управление сетью связи общего пользования, а также какие лица обязаны выполнять указания в рамках централизованного управления интернетом, пишет “Коммерсантъ”.

Законопроектом предлагается оснащать сети связи техническими средствами противодействия угрозам, но не предусмотрено финансового обеспечения данных процессов. При доработке законопроект требуется дополнить положением о том, что требования к техническим средствам противодействия угрозам устанавливаются «исходя из необходимости сохранить технологические возможности оператора связи по скорости передачи информации», указали в правительстве.

Как сообщалось ранее, в России может быть создана инфраструктура, которая «обеспечит работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения» к зарубежным серверам.  Инициатива может повысить стоимость интернета для конечных пользователей, эксперты предупреждают также о рисках «прекращения функционирования сети на территории РФ и полной потере связности с зарубежным сегментом». Для компенсации проблем операторам связи может понадобиться до 134 млрд руб. в год.

Таким образом, законопроект о «суверенном интернете», приведет к существенным тратам бюджетных средств. По оценке экспертов, только единовременные затраты могут достичь 25 млрд руб. на исследовательские и опытно-конструкторские работы, создание и ведение реестра точек обмена трафика, расширение штата подведомственных Роскомнадзору структур и проведение учений. Кроме того, потребуются компенсации операторам связи в случае нарушений работы сети, риск которых оценивается участниками отрасли как высокий, считают эксперты. Их следует предусмотреть в федеральном бюджете на уровне до 10% от объема рынка, то есть 134 млрд руб. в год.

Инициативу объясняют потенциальной угрозой со стороны США, ранее принявших национальную стратегию кибербезопасности. Значительная часть затрат на реализацию закона будет выделена из бюджета по федеральному проекту в сфере информационной безопасности.

Но эксперты при правительстве считают, что целеполагание законопроекта не выглядит прозрачным: «Непонятно, в чем конкретно состоят угрозы. Ни законопроект, ни пояснительная записка не описывают ни сами угрозы, ни недостатки текущего законодательства». При этом проект существенно расширяет полномочия Роскомнадзора, что частично противоречит действующему законодательству.

Эксперты также отмечают технически невыполнимые требования: документ «по сути, предлагает операторам связи и другим лицам передать в Роскомнадзор полную схему своей сети и маршрутизации трафика в ней, что технически невозможно, поскольку сеть — живая многоуровневая система, постоянно расширяемая и обновляемая».

Кроме того, в проекте речь идет о передаче в отдельных случаях управления маршрутизаторами от операторов связи к регулятору. Это приведет к неустойчивости работы сетей, так как у Роскомнадзора нет необходимого оборудования, программного обеспечения и профессиональных кадров для такого управления, говорится в отзыве.