Инженер НАСА: проект STARSHIP сложнее наших миссий на Марс

Разработка космического корабля Starship является не только самым трудным на сегодняшний день проектом компании SpaceX – по своей сложности она значительно превосходит существующие и прошлые космические проекты НАСА.

Многоразовый шаттл, предназначенный для полета на Марс, представляет собой очередной шедевр главы SpaceX Илона Маска –  гигантский аппарат высотой в 180 футов (54,86м), способный вместить 100 пассажиров и 100 тонн груза. Фото тестового прототипа корабля Маск опубликовал 11 января в Twitter.

Ракета имеет две главные отличительные особенности, которые приводят в восторг Маска и «очень тревожат» главного инженера НАСА. Первая черта – корпус из нержавеющей стали. Это серьезное отступление от обычно используемого SpaceX углеродного волокна.

Однако серьезно понервничать специалистов аэрокосмической отрасли заставляет именно второе новшество –  уникальная система Starships, которая должна защитить его от сгорания в атмосфере Земли и Марса.

Чтобы уберечь корабли от воздействия горячих температур, НАСА использует сотни и тысячи теплоизолирующих керамических плиток. Маск объясняет, что для своего охлаждения Starship будет «выпускать» ракетное топливо сквозь крошечные поры на поверхности шаттла – «радикальная и восхитительно-пародоксальная» концепция защиты от тепла в ракетной технике.

Вполне естественно, что Маск нисколько не сомневается в конструкции Starship, однако космический инженер и директор Центра исследований НАСА в Лэнгли Уолт Энгиланд (Walt Engelund) такой уверенности не поддерживает.

Ракета SpaceX разрабатывается со способностью перевозить 100 пассажиров и 100 тонн груза. Именно этим вопросом специалисты НАСА занимались в течение нескольких десятилетий – запуск, снижение и посадка на поверхность планеты огромного космического корабля с особым грузом – с постепенным, нарастающим успехом.

«Мы потратили уйму времени и много думали над тем, каким образом это можно осуществить на Марсе, – говорит Энгиланд, – Мы совершили посадку  ровера Curiosity весом в тонну – самого большого аппарата, который мы когда-либо садили на Марс».

Инженер НАСА: проект STARSHIP сложнее наших миссий на Марс

Прорыв, который планирует совершить Starship, в сотни раз более амбициозен, и заключается в успешной посадке и возвращении космического корабля размером с целое здание (причем здание, вмещающее 100 человек).

«Это будет непросто ни для нас, ни для SpaceX», – отмечает Энгиланд.

Особую тревогу специалиста вызывает даже не специфическая конструкция теплозащиты, которую НАСА уже пыталось испытать ранее. Его сомнения  (с которыми соглашаются многие инженеры) заключаются в том, каким образом крошечные отверстия, выпускающие топливо ракеты на поверхность, могут избежать засорения.

«Засорить что-то наподобие микроскопических пор не составит никакого труда», – заявляет Энгиланд.

Инженер НАСА: проект STARSHIP сложнее наших миссий на Марс

Учитывая постоянные пылевые бури на Марсе, доводы Энгиланда звучат более чем убедительно, не говоря уже о Земле.

Отметим, Маск опубликовал изображение  прототипа Starship, но пока не сообщил всех деталей конструкции ракеты.

«(SpaceX ) уже удивил большое количество людей, и на компанию работает множество умных специалистов, и Илон кажется совершенно преданным идее, – говорит Энгиланд, – вероятно, есть какие-то вещи, которыми (НАСА) могло бы заняться вместе с ними. Подозреваю, что это произойдет».

Источник