Чем будут удивлять электромобили в 2019-2020?

В 2012 компания Tesla впервые показала свой самый успешный продукт – электромобиль Tesla Model S. Несмотря на высокую популярность этой модели, крупные автопроизводители не разглядели потенциал в электромобилях и зашевелились лишь в последние пару лет. Впрочем, судя по всему, ДВС семимильными шагами уходят в прошлое, поскольку на ближайшие 1-2 года придется ощутимый скачок в развитии технологий производства и обслуживания электротранспорта: силовые установки станут производительнее, время зарядки сократится, а увеличившаяся дальность хода позволит спокойно доехать в другой регион страны.

Mercedes-Benz EQC

Mercedes-Benz EQC

Всемирно известная компания из Штутгарта сдалась под давлением трендов и отказалась от мощных рычащих бензиновых двигателей в пользу бесшумных, но не менее мощных электромоторов. Первый полностью электрический кроссовер от Mercedes-Benz будет оснащен двумя асинхронными моторами суммарной производительностью 300 кВт (408 л.с.) и батареей, обеспечивающей 450 км пробега на одном заряде. На разгон до 100 км/ч MB EQC потратит менее 5 с при весе около 3 тонн. Этот автомобиль относится к представленной в 2016 году линейке Mercedes-Benz EQ, частью которой также станут модели EQB и EQS, чей выход запланирован на 2021.

Mini Electric

Mini Electric

У компании MMW, владеющей брендом Mini Cooper, сейчас есть только один настоящий электромобиль – модель i3, первое поколение которой появилось еще в 2013. Производитель не делал никаких официальных заявлений по поводу Mini Electric, но уже достоверно известно, что его производство стартует в этом году на заводе в Оксфорде. Также известно, что у нового электромобиля от BMW будет 3 двери, а запас хода ограничен на отметке 300 км. По словам инсайдеров, Mini Electric не будет довольно простым, с технической точки зрения, средством передвижения, поскольку в он не получит новейших разработок BMW в области электромобилестроения. Такое решение принято по двум причинам: во-первых, это снизит конечную стоимость, во-вторых, таким образом компания намерена приберечь свои лучшие технологии для будущего BMW iX3.

Nissan Leaf e+

Nissan Leaf e+

Самый первый Leaf был оснащен скромным аккумулятором на 24 кВт, вторая версия (2018) получила батарею емкостью 40 кВт, а представленная в минувшем январе была представлена модель Nissan Leaf e+ с аккумулятором емкостью 62 кВт. В отличие от прошлогодней модификации, новая батарея состоит из 288 ячеек (вместо 192), при этом сами ячейки стали компактнее, поэтому размер и вес аккумуляторного блока практически не изменился. Теперь дальность хода на одной зарядке составляет 458 км против 322 км у стандартной версии, которая также останется в продаже. Чтобы сохранить время зарядки на прежнем уровне инженерам пришлось увеличить мощность зарядного устройства с 50 кВт до 70 кВт (пиковая нагрузка – 100 кВт); разумеется, эффект будет заметен только при условии использования подходящего зарядного терминала.

Изменился и электромотор: его мощность выросла со 150 до 217 л.с., крутящий момент с 320 до 340 Нм, а максимальная скорость теперь достигает 156 км/ч вместо 144 км/ч. Продажи обновленного Leaf уже стартовали в родной для него Японии, весной Leaf e+ начнет продаваться в США, а летом очередь дойдет до Европы.

Porsche Taycan

Porsche Taycan

Пару недель назад Porsche опубликовала тизер электрической модели Taycan, полноценный анонс состоится на автосалоне во Франкфурте в сентябре этого года. Впервые прототип Taycan был показан еще в 2015, и за это время компания успела собрать более 20 000 предзаказов на данный электромобиль. Помимо купе-версии, он выйдет в кузове универсал под названием Cayman Cross Tourismo. Немцы уже огласили некоторые характеристики новинки, к примеру, известно, что Porsche Taycan получит два электромотора суммарной мощностью 600 л.с., будет разгоняться до 100 км/ч за 3.5 сек, 4 минут зарядки хватит для преодоления 100 км пути, а максимальная дальность хода составит 500 км.

Tesla Model Y

Tesla Model Y

14 марта в дизайн-центре Tesla состоялась презентация компактного электрического кроссовера Model Y. Для Илона Маска это было особенное мероприятие, почему – вы узнаете немного позже, сейчас поговорим о представленном автомобиле.

В Америке всегда любили большие машины, и Tesla Model Y создавалась именно с прицелом на отечественную аудиторию: это построенный на базе Model 3 семиместный SUV (Sport Utility Vehicle или просто джип) с тремя рядами сидений, сложив которые можно получить 1.9 куб. м свободного пространства. Маск нарочно подчеркнул, что Model Y – это спорткар, а не внедорожник, даже учитывая массивные габариты и высокую проходимость. Конечно же, Tesla традиционно делает ставку на технологичность своих автомобилей, поэтому новинка получит большой 15-дюймовый сенсорный дисплей, аудиосистему из 14 колонок, одного сабвуфера и двух усилителей, 2 площадки для беспроводной зарядки гаджетов, возможность обновления прошивки по воздуху и автопилот с фронтальным радаром (дальность действия – 160 м), 12 ультразвуковыми датчиками по периметру и множеством умных камер, сканирующих окружающее пространство на все 360о. Как и всегда, Tesla подготовила несколько версий электромобиля, отличающихся автономностью, мощностью и ценой. Любопытно, что топовая версия за 60 тысяч долларов поступит в продажу осенью 2020, а “базу” стоимостью 39 000 начнут продавать лишь весной 2021. С более подробными характеристиками вы можете ознакомиться на нижеприведенном изображении:

Tesla Model Y

Что же такого было в этой презентации, что Илон Маск вел себя, как Стив Джобс из мира электромобилей? Появившись на сцене, он продемонстрировал молодежные кастомные кроссовки Jordan 1 от Nike с логотипом Tesla, по-ребячески задрав ноги. Затем Илон сразу перешел к серьезному: он поведал о бесчисленных проблемах, с которыми столкнулась компания за 13 лет существования, признал ошибки которые долгое время мешали Tesla стать первым мейнстримовым производителем электромобилей и рассказал о том, что (хотя многие об этом и так догадывались) главной его главной целью было не финансовое процветание Tesla, а стимулирование крупнейших мировых автогигантов к созданию собственного экологически чистого транспорта, для чего Tesla открыла все свои патенты, сделав их доступными для Daimler, Renault-Nissan-Mitsubishi, VAG и прочих автоконцернов. Если все другие технологические корпорации проводят мероприятия с заранее заготовленным текстом, суфлером и пр., то здесь же было явно заметно, что Маск импровизирует, на ходу подбирает слова и прыгает с темы на тему. Дело в том, что за последний год он преодолел массу сложностей, из-за которых для него “этот год тянулся, как пять лет”.

Но в итоге Tesla все-таки разобралась с миллиардным долгом, получила разрешение на строительство Gigafactory и смогла наладить производство 25 тыс. единиц Model 3 в месяц. Кстати, вместе с анонсом Model Y была раскрыта “пасхалка” в нейминге модельного ряда Tesla: если сложить названия электромобилей S, 3, X, Y, получится S3XY, т.е. ‘SEXY’.

Tesla

Изначально Tesla Model 3 должна была выйти под индексом E, но угроза судебного иска со стороны Ford вынудила Tesla пойти на компромисс.

Тренды индустрии электромобилей

Рынок транспортных средств на электрической тяге развивается сумасшедшими темпами, новые модели показывают практически на каждом автошоу, все больше компаний стараются не остаться за бортом электрификации, поэтому не удивительно, что уже сформировались определенные тенденции в производстве экологически чистого автотранспорта.

  1. Новый электромобиль – новая платформа

Все больше производителей сходятся во мнении, что электромобили должны создаваться с нуля, а не в качестве обычной электрической версии бензинового автомобиля. Это обусловлено рядом конструктивных особенностей, главная из которых – расположение большого и тяжелого аккумулятора.

  1. Рост емкости АКБ

Новый тип батарей с повышенной емкостью еще не изобрели, поэтому нам приходится полагаться только на экстенсивный путь увеличения запаса хода, т.е. просто создавая более крупные аккумуляторы. Идеального соотношения расхода заряда и пройденного расстояния в 10кВт на 100 км удается добиться крайне редко, да и то при езде в идеальных условиях. Современные реалии таковы – среднестатистический электромобиль B- или C-класса потребляет 13-15 кВт на 100 км пути, более крупные модели (Tesla Model S, Jaguar I-PACE и пр.) могут расходовать по 20-30 кВт для преодоления тех же 100 км. Сейчас производители начинают более реально смотреть на вещи, поэтому, если раньше нормой в компактном электрокаре были 30-40 к ВТ, то сегодня новые Nissan Leaf и Chevrolet Volt оснащаются батареями на 60 кВт, у пресловутого Jaguar аккумулятор емкостью 90 кВт, а у Tesla Model S и X – 100 кВт.

  1. Заряжать электромобиль по несколько часов больше не модно

Использующиеся разъемы VHAdeMO и CCS проектировались под напряжение 100 и 170 кВт соответственно, однако для подачи такого количества энергии необходим достаточно мощный источник электричества – обычные розетки, выдающие максимум 2-3 кВт, тут явно не подходят, если пользоваться ими, то на зарядку аккумулятора емкостью 90 кВт уйдет до 50 часов! Чтобы не растерять всех клиентов некоторые производители создают новые зарядные станции: так, Volkswagen в дополнение к уже существующей сети зарядных станций Electrify America (350 кВт) анонсировал технологию FastCharge, обеспечивающую до 450 кВт, General Motors разрабатывает зарядку мощностью 400 кВт, а Tesla представила Supercharger третьего поколения мощностью 250 кВт.

Сложная коробка передач в электромобилях

Ранее преимуществом всех электромобилей была простая КПП с режимами “назад-вперед”, однако в подобном решении скрывался и один из главных минусов электротранспорта – низкая максимальная скорость. Например, Jaguar I-PACE с двумя электромоторами производительностью 400 л.с. разгоняется не выше 200 км/ч, хотя до первой сотни I-PACE добирается всего за 5 секунд. Причина кроется в электромоторах, которые работают с одноступенчатым редуктором и к тому же ограничены по числу оборотов. Решением проблемы заняты хорваты из Rimac, создающие мелкосерийные электрокары с 2-ступенчатой коробкой передач. Идея оказалась настолько перспективной, что Porsche выкупила 10% компании Rimac. В ближайшем будущем такие коробки будут устанавливаться даже в электромобили C-класса.