Уже сейчас мало у кого вызывает сомнения факт, что автомобильную отрасль ожидают большие перемены, поскольку автоматизация постепенно вытесняет необходимость в водителях, а электрические и гибридные автомобили занимают все большую долю глобального рынка. Более того, в будущем, скорее всего, отпадет необходимость во владении машиной.
Среднестатистический автомобиль проводит около 90% времени в припаркованном состоянии. Переход от владения машинами к использованию специальных сервисов, принадлежащих и управляемых государственными или частными предприятиями, представляет умное и эффективное решение, способное трансформировать способ движения городского транспорта. Причем изменения затронут не только автомобили — им подвергнутся также поезда, метро и автобусы.
Отказ от собственных автомобилей
Для многих из нас автомобиль ассоциируется со свободой и независимостью, поэтому вряд ли люди немедленно согласятся отказаться от своих машин. Однако в целом все указывает на то, что отказ от владения автомобилем можно принять, при условии, что альтернативный транспорт будет передвигаться достаточно быстро и далеко.
Особенно актуально это для городов наподобие Лондона, где возможности, предоставляемые муниципальным транспортом, уже сейчас делают наличие автомобиля для многих людей бесполезным.
Тем не менее, в районах, где транспорт не настолько надежен, необходимость в обладании собственным автомобилем растет. Здесь отказаться от владения транспортом могут помочь конкурентоспособные альтернативные решения.
Цена анархии
Вероятнее всего, автономные автомобили будут функционировать как часть объединенной в сеть системы. Это поможет им избегать пробок, что сократит загрязнение воздуха и сведет к минимуму время пути.
Попробуем объяснить: пробки на дорогах зачастую возникают, поскольку водители одновременно выбирают наиболее прямой и удобный маршрут. Однако преимущество получают только водители, прибывшие на этот маршрут первыми – остальные попадают в затор. Математики называют это «ценой анархии».
Работая в системе и взаимодействуя между собой, беспилотные автомобили смогут распределяться по разным маршрутам, предотвращая пробки и передвигаясь по городу с большей эффективностью. Со временем такая система предоставит еще больше преимуществ, поскольку собираемая автономными автомобилями информация будет передаваться местным властям, которые будут учитывать ее и вносить соответствующие изменения в состояние дорог.
Трансформация транспорта
Новые системы повлияют не только на автодорожный транспорт. Изменится сам способ перемещения людей внутри и между городами, а это поднимает серьезные вопросы государственного финансирования, например, связанные с расходами на железные дороги.
В целом, для того чтобы сделать общественный транспорт экономически выгодным, городам необходимо достичь определенного уровня населенности – чтобы запуск сервиса был целесообразным, нужно, чтобы им пользовалось достаточное количество людей. Это легко достижимо в больших городах, однако в маленьких и средних ситуация будет сложнее. Здесь могут помочь автономные автомобили, предоставляющие людям быстрый и удобный способ перемещения между остановками.
С другой стороны, если у людей будет выбор, скорее всего, они будут пользоваться одним и тем же автомобилем на протяжении всего маршрута. По мере того, как в будущем возможности автономных машин увеличатся, возникнет вопрос целесообразности запланированных инвестиций в транспорт, перемещающийся по фиксированному маршруту, например, поезда, автобусы и метро. Ведь в конечном итоге, по мере роста и развития системы, в нее войдет и междугородний транспорт.
Таким образом, существующая инфраструктура транспорта (а, следовательно, и сделанные в нее инвестиции) может потерять свое значение после начала функционирования новой системы.
Создание дорожной карты
Для того, чтобы автономные транспортные средства и высокоскоростная сеть 5G начали в полном объеме функционировать на наших дорогах, потребуется от 10 до 20 лет. То, какую форму примет эта трансформация, напрямую повлияет на облик и функционал городов будущего. Автономные автомобили обладают потенциалом намного сократить время нахождения в пути – а это предоставляет возможность переосмыслить планировку городов.
Однако, поскольку физические активы городов меняются гораздо медленнее, чем интегрированные в них цифровые технологии, в результате люди могут начать переезжать в другие города, принявшие новые возможности быстрее.
Для того чтобы городское население могло получить преимущество от использования автономного транспорта, при программировании новых сетей необходимо учитывать социальные проблемы. То есть мобильность стоит оптимизировать таким образом, чтобы она была направлена на взаимодействие общества – например, объединение домов и офисов и интегрирование таких функций, как образование и благополучие, так чтобы забрать ребенка из школы и отправить его к бабушке превратилось в более простой, а не более сложный процесс.
Автономные автомобили изменят наши взгляды на владение транспортными средствами. Однако по мере того как новые сетевые автономные сервисы будут становиться реальностью в городах мира, будут возникать серьезные вопросы, связанные с финансированием автономного транспорта. Поэтому подумать, как правильно планировать города с учетом передвижения в них автономных автомобилей, не потеряв того, что делает их привлекательными для человека, следует уже сейчас.