Российский рынок VR/AR вырастет в разы

Российский рынок промышленных решений виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в 2018 году составил 1,6 млрд руб., а через четыре года он может вырасти минимум в шесть раз, прогнозируют TAdviser и «Крок». По их оценке, развитию рынка мешают дефицит специалистов, технические ограничения оборудования и стоимость проектов. Цена внедрения может доходить до сотен миллионов рублей, пишет «Коммерсантъ».

В России затраты на проекты в направлении промышленных VR/AR-решений в 2018 году составили около 1,6 млрд руб., говорится в исследовании TAdviser и «Крок». Объем этого рынка в 2022 году достигнет минимум 9,2 млрд руб. (рост за четыре года в 5,8 раза при среднегодовом темпе 55%), а по оптимистичной оценке, 18,7 млрд руб. (рост в 11,7 раза, примерно на 85% в год).

К промышленным VR/AR-решениям относят, например, симуляторы для обучения ремонту оборудования, безопасному ведению работ, авиатренажеры для пилотов и др. Поддерживать эту технологию планирует государство: виртуальная и дополненная реальность — это одна из девяти сквозных технологий, по которым в конце мая были разработаны «дорожные карты» в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Окончательно они пока не утверждены.

Методика оценки опирается на публично анонсированные программы и проекты в области VR/AR в крупнейших компаниях и мировые тенденции. Пессимистичный сценарий предполагает сохранение дефицита специалистов и развитие технологий и продуктов «без рывков». Но эксперты склонны ориентироваться на оптимистичный рост, когда проекты по внедрению промышленных VR-инструментов более фокусно встраиваются в инвестпрограммы наряду с проектами по применению больших данных или искусственного интеллекта.

Рынок промышленных VR/AR-решений в России не сформирован: большое количество проектов носит пилотный характер. По оценке, большинство российских компаний, которые в настоящее время тестируют или уже перешли к промышленной эксплуатации VR/AR-решений, реализуют эти проекты в значительной степени силами собственных специалистов, организованных в центры компетенций. Такие центры, в частности, существуют в «Газпроме», «Росатоме», СИБУРе.

К проблемам VR/AR-проектов в порядке снижения критичности фактора отнесли дефицит специалистов, технические ограничения оборудования и программного обеспечения, стоимость внедрения, отсутствие убедительного технико-экономического обоснования для реализации, а также сомнения руководителей в успешности проектов.

В структуре стоимости помимо оборудования, ПО и услуг по интеграции есть два компонента, специфичных именно для VR/AR-проектов,— контент и сценарии его представления. Они составляют значительную (часто — преобладающую) долю стоимости в проектах. В зависимости от типа внедряемого решения общая стоимость проекта может существенно различаться.

Для простейшего тренажерного комплекса, позволяющего провести базовое ознакомление с каким-либо оборудованием, цены начинаются от 1 млн руб. Однако стоимость может доходить до десятков и сотен миллионов рублей в случае использования реальных математических моделей или интеграции с системами имитационного моделирования.

 

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях