VRаждебное окружение, или почему все так не любят виртуальную реальность

У темы VR в корпоративном обучении, похоже, открылось второе дыхание. Большинство крупных компаний пробуют разработку VR-тренажёров в формате пилотных проектов. С подобными проектами часто выступают на конференциях. Спикеры показывают красивые кейсы, в которых пользователь при помощи очков и манипуляторов взаимодействует с 3D-моделями (или видео 360) и тем самым осваивает навыки. Но при детальном рассмотрении нет однозначно положительного мнения о применении данной технологии. Что не так?

Во-первых, рынок сейчас можно назвать «диким». Есть компании, позиционирующие себя как стартапы. Они стараются запускать недорогие пилоты и нащупать ниши, где VR даёт наибольший эффект. С целью потом этот эффект монетизировать. А есть «дочки» интеграторов с соответствующим ценником. И да — разброс цен на один и тот же продукт даже не в разы, а на порядок. При этом не всегда понятно, каковы отличия готовых продуктов и вообще каковы критерии качества VR-тренажёра.

Во-вторых, обучение через VR обычно относят к e-learning, дистанционному обучению. Но, если классический электронный курс можно доставить в ПК или смартфон и нет необходимости находиться в какой-то конкретной локации, то с VR это не так. Потребуется специализированное оборудование, которое закупается компанией и используется в тех же тренинговых комнатах, где проводятся очные тренинги. Картонка с линзами, куда вставляется телефон не подойдёт. То есть расходы и время на логистику участников такие же, как в очном. Получается не так уж и дистанционно.

Ну, и в-третьих, — технологии. Нет «волшебного» SCORM- или xAPI- стандарта, который позволит играть тренажёр из любой СДО. Все основные СДО не поддерживают VR-тренажеры, и вообще со стандартами проблема. Кто-то из заказчиков пробует, получает сырой продукт и понимает, что UX совсем не тот: всё тормозит, голос распознается криво, персонажи и объекты некрасивые. Другие провайдеры говорят: «Да вы просто не умеете их готовить!». Но после неудачного пилота переубедить заказчика уже сложнее.

Реклама на Компьютерре

Не будем сгущать краски. На рынке не так уж часто появляются технологии, способные внести существенный вклад в развитие отрасли. И виртуальная реальность похоже претендует на это звание.

 Для каких же задач действительно стоит рассматривать VR-тренажёры: 

  1. Взаимодействие с физическими объектами, настройка и обслуживание оборудования и работа с соответствующими процессами. Тут, пожалуй, всё понятно. Обучаться на реальном оборудовании дорого и, если заранее просчитать экономику и всё сделать технически хорошо, то VR будет полезен.
  2.  Охрана труда и отработка нестандартных/чрезвычайных ситуацийИ здесь всё более-менее понятно 一 этому вообще никак не обучить, кроме как в виртуале. С помощью электронного курса можно рассказать, например, об охране труда для сотрудников производственной компании. Но вспомнит ли человек эту информацию, оказавшись в чрезвычайной ситуации, — большой вопрос. Вероятность отработки первичного навыка в VR здесь гораздо выше.
  3. Диалоговые симуляции с виртуальным клиентом/сотрудником/кандидатом. Вот здесь всё сложнее. Есть много методологических, технических и UX-задач, которые нужно решить. Если диалоговый бот ведёт себя неестественно, то и доверия к тренажеру не будет. Какой тренажёр будет эффективно работать? На основе методологических разработок строится диалоговое дерево (например, проведение собеседования). На данном этапе важно не просто заложить скрипты, но и сделать хорошую сценарную проработку . Далее выделяются ключевые слова и разрабатываются словари соответствия разных фраз, чтобы система воспринимала не только точное воспроизведение слов, но и похожие реплики . Для распознавания голоса используются внешние библиотеки Гугла или Яндекса, и от того, насколько хорошо сделана эта интеграция, зависит очень многое. В целом, если написать правильные «живые» диалоги и использовать хороший движок для сборки, то получится очень даже интересный инструмент для развития навыков продаж, наставничества, подбора персонала и обратной связи.

Безусловно, у технологии VR в обучении большое будущее. Это связано в том числе и с тем, что появляется достаточное количество разработок ,чью эффективность удается измерить и оценить. Например, сеть кафе быстрого питания Honeygrow внедрила обучение новых сотрудников работе с клиентами. За 30 дней количество сертифицированных сотрудников увеличилось с 50% до 77%. Подобные кейсы будут являться в ближайшее время драйверами технологии.

Михаил Милютин, компания Level