Компания IDC представила первую часть ежегодного исследования российского рынка ИТ-услуг. По результатам исследования, его объем увеличился в 2018 году на 7,2% и составил 4,84 млрд долл. Это несколько расходится с публиковавшимися ранее данными.

На фоне расширения интереса к облачным технологиям со стороны заказчиков наиболее высокие темпы роста по итогам года продемонстрировали такие категории ИТ-услуг, как хостинг обслуживания и администрирования ПО и хостинг инфраструктурных услуг. За ними следовали услуги консалтинга и кастомизация ПО и разработки заказного ПО, которые пользуются спросом у заказчиков, осуществляющих цифровую трансформацию и импортозамещение.

Импортозамещение за последние пять лет стало неотъемлемой частью российского рынка ИТ-услуг, хотя достаточно многие компании все еще откладывают переход с иностранных ИТ-решений на отечественные. Ожидается, что в активную фазу этот процесс вступит в 2019-2020 годах, когда в полной мере начнут действовать директивы правительства РФ.

Тема цифровой трансформации не уступает импортозамещению по актуальности, однако и здесь многие заказчики не спешат вкладываться в новые продукты и технологии, полагая, что цифровая трансформация является очередным маркетинговым ходом со стороны вендоров. Лишь некоторые, в основном крупные и очень крупные компании, экспериментируют с новыми технологиями и возможностями.

Как отмечают в IDC, вендоры видят в интересе к цифровой трансформации надежду на рост выручки,  а заказчики рассчитывают улучшить бизнес-процессы. Как бы то ни было, по мнению аналитиков, в условиях стагнирующей экономики и внешнего давления санкций именно эти два фактора выглядят основными стимуляторами роста российского рынка ИТ-услуг в ближайшие годы.

Наиболее заметным трендом рынка ИТ-услуг в 2018 году стало усиление присутствия инсорсинговых ИТ-компаний, все чаще получающих крупные проекты, которые могли бы осуществить традиционные поставщики ИТ-услуг. Такие гиганты, как «Роснефть», «Сбербанк», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», МТС, РЖД, «Росатом» и «Транснефть» сосредоточены на развитии внутренних ИТ-компетенций, что может стать серьезным сдерживающим фактором развития российского рынка ИТ-услуг в среднесрочной перспективе.

Рынок ИТ-сервисов в России по итогам 2018 года оценивается аналитиками Gartner как динамично растущий. Сейчас он составляет примерно 0,5% от всего мирового рынка ИТ-услуг и является вторым по величине среди прочих сегментов ИТ-рынка России.

Реклама на Компьютерре

Эти данные подтверждаются аналитикой компании PAC (Pierre Audoin Consultants) в части увеличения объема сегмента ИТ-услуг в абсолютном значении, но при этом указывается на снижение темпов роста российского рынка ИТ-услуг. Эксперты PAC подчеркивают, что базовые ИТ-услуги в промышленном производстве в России будут замещаться использованием новых информационных технологий: роботизацией, аддитивным производством (3D-печать), промышленным интернетом вещей (IIoT, Industrial Internet of Things), дополненной и виртуальной реальностью AR/VR (Augmented Reality/Virtual Reality), решениями искусственного интеллекта AI (Artificial Intelligence) и машинного обучения (Machine Learning).

Оценивая перспективы информатизации госсектора в России, аналитики PAC опираются на госпрограмму Цифровая экономика и проект развития ИТ-отрасли на 2019-2025 годы. Эксперты РАС считают, что ключевым стимулом развития отечественного рынка ИТ-услуг будет импортозамещение программных продуктов для оборонно-промышленного комплекса, госструктур и стратегически значимых предприятий. Для банковской сферы аналитики также предписывают снижение темпов роста рынка ИТ-услуг с замещением новыми перспективными технологиями.

PAC прогнозирует небольшое снижение спроса к 2022 году на услуги, связанные с управлением инфраструктурой (разработка и администрирование) и бизнес-приложениями. В то же время к 2022 году прогнозируется рост спроса на облачные вычисления и связанные услуги, услуги по ИТ-инфраструктуре, услуги в области приложений и ИТ-аутсорсинг.

Оборот мирового рынка ИТ-услуг по итогам 2018 года достиг рекордного показателя $1 трлн, динамика сегмента превысила рост мирового ВВП. Среди стран лидером стали США, среди сегментов — проектно-ориентированные сервисы.

Осторожный рост оптимизма в среде крупных предприятий стал причиной постепенного оздоровления корпоративных расходов на ИТ. По мнению аналитиков IDC (отчет Worldwide Semiannual Services Tracker), именно этот фактор обеспечил рост рынка ИТ- и бизнес-сервисов в прошлом году. Рост мирового рынка ИТ-сервисов в денежном выражении составил 4,3% по сравнению с предыдущим годом. Это на 0,5 процентного пункта выше динамики мирового ВВП.

Во втором полугодии 2018 года рынок ИТ-услуг рос более динамично, чем с начала года: $513 млрд и 4,5% год к году с учетом того, что первичные оценки делались в местных валютах.

При горизонтальной сегментации рынка ИТ-услуг максимальную положительную динамику показала проектная сфера. Консалтинг, интеграция, разработка приложений продолжают опережать аутсорсинг, техподдержку и обучение.

В структуре проектных ИТ-услуг аналитики IDC самыми быстро растущими стали бизнес-консалтинг и разработка пользовательских приложений (CAD). Примечательно, что динамика сегмента разработки в 2018 году увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом – 7,5% против 5,1%.

Рост выручки от продаж приложений для удаленного управления (управление удаленными и локальными приложениями) опередил по динамике доходы от инфраструктурных услуг и аутсорсинга бизнес-процессов (BPO). Дело в том, что аутсорсинг управления приложениями позволяет потребителям опробовать новые инструменты, в том числе облачные сервисы, аналитику, машинное обучение. Аутсорсинг также популярен как способ модернизации устаревших приложений с помощью внешних поставщиков. Поэтому популярность сервисов управления на базе приложений будет только расти, сегмент будет занимать доминирующее положение среди других направлений аутсорсинга.