Нейробиологи из Джорджтаунского университета провели исследование, которое показало, что маленькие дети (до ~10 лет) и даже младенцы иначе используют свой мозг. У взрослых отделы и области мозга как бы получают собственную специализацию и обрабатывают конкретные задачи в связанных с ними центрах, поэтому одновременно задействуется лишь одно полушарие, либо одно имеет доминирующую позицию во время определенной деятельности. У детей же во время обработки и принятия решения оба полушария работают в равной мере.

Это открытие также объясняет более быстрое восстановление после травм, связанных с нервной системой у детей. Дело в том, что за речевые способности отвечает левое полушарие, которое часто не функционирует должным образом после заболеваний и травм, например, после инсульта. По этой причине люди после инсульта зачастую испытывают проблемы с речью. В это же время у детей для понимания устной речи и запоминания новых слов задействуются оба полушария.

По данным прошлых исследований, было замечено, что у маленьких детей даже серьезные травмы не нарушают речевые центры. Новые данные же показали, что дело в не особой регенерации, а во взаимозаменяемости центров мозга в ранние годы жизни. На этом этапе ученые предположили, что правое полушарие вполне может справляться с когнитивными языковыми функциями без ограничений.

Для того, чтобы выяснить этот момент, ученые использовали функциональную магнитно-резонансную томографию и модифицировали прежнюю методику анализа. Опыты показали, что у маленьких детей отсутствует прочная связь конкретных мыслительных процессов с определенным полушарием. Оказывается, что в начале жизни для понимания языка активируются оба полушария мозга.

Исследование показало, что сами нейронные связи начинают формироваться в младенчестве, но локализуют конкретные мыслительные процессы в одном из полушарий только по достижению 10-11 летнего возраста. Для того, чтобы полнее изучить картину, ученые также провели тесты с группой уже взрослых людей до 30 лет. Их речевая деятельность оказалась прочно увязана с работой левого полушария, но в то же время новый опыт показал, что правое полушарие также периодически вступает в работу, когда в речь нужно привнести какую-то яркую эмоцию. Правое полушарие также активируется, когда с испытуемым эмоционально говорили, то есть при проявлении эмпатии.

Обработав данные, ученые планируют создать комплекс практик, направленных на развитие правого полушария в детском возрасте. Это поможет не столкнуться с речевым дефицитом при поражении левого полушария в старшем возрасте и сохранит качество жизни даже в случае заболеваний мозга или серьезных травм.

Источник