Дайверы из Финляндии сделали неожиданное открытие. Исследуя глубины Балтийского моря, они обнаружили хорошо сохранившееся затонувшее судно, которому почти 400 лет. Корабль был найден у устья Финского залива в самых восточных водах Балтийского моря на глубине около 85 метров.
Исследователи из некоммерческой команды Badewanne часто сталкиваются с разрушенными реликвиями 20-го века, затонувшими во время морских сражений Первой и Второй мировых войн. Однако практически неповрежденное голландское торговое судно принадлежит к 17-му веку. Корабль является образцом голландского флейта — морского парусного транспортного судна, которые использовались в 16-18 веках.
Корабль понес лишь незначительные повреждения, в результате работы морских траулеров (промысловых судов). В остальном находка как будто замерзла в своего рода стазисе, говорит команда, благодаря свойствам воды в этой части моря — где сочетаются низкий уровень солености, оптимальная температура и проникновение света. Эти условия позволили затонувшему кораблю выжить практически без изменений в течение сотен лет.
В более теплых водах распространены водоросли, которые могут нанести значительный ущерб таким реликвиям, как эта. Однако в этом месте химический состав Балтики — и неизвестная природа затопления корабля — оставили интересную находку для дальнейшего исследования.
Дайверы рассказали, что даже трюмы корабля полны, и все еще хранят запасы провизии и оборудования с тех пор, когда голландские грузовые суда в значительной степени доминировали в морской торговле в этой части мира.
На видео ниже дайверы демонстрируют останки.
Первые версии флейт появились в 16 веке. Конструкция судна была новаторской — в отличие от других кораблей того времени, которые были предназначены для смешения грузовой и военной функции, трехмачтовый флейт имел экономичную и вместительную конструкцию, предназначенную для максимального увеличения грузоподъемности.
Такие суда могли перевозить вдвое больше груза, а передовые системы такелажа обеспечивали возможность управления небольшими командами, что также делало флейт более прибыльным судном в эксплуатации. Суда данного типа входили в состав Российского императорского флота в первой половине 18 века, и использовались для военных перевозок.
Несмотря на успех и популярность дизайна в период с 16 по 18 века, до наших дней сохранилось относительно небольшое количество судов типа флейт. Дальнейшее исследование этой конкретной находки может выявить интересные факты об этих исторических транспортных кораблях.
«Обломки корабля раскрывают многие характеристики дизайна, но также и некоторые уникальные особенности, в том числе конструкцию кормы, — говорит морской археолог Никлас Эрикссон из Стокгольмского университета в Швеции, который будет работать с финскими властями и другими учеными над изучением находки. — Возможно, это ранний пример конструкции. Затонувший корабль предлагает уникальную возможность исследовать развитие данного типа судна, который плавал по всему миру и заложил основу для ранней глобализации».