Новое судно позволит ученым продолжить исследования центральной Арктики, которые велись на дрейфующих ледовых станциях с 1937 года.
Первая советская станция для научно-исследовательских работ — «Северный полюс-1» — была введена в эксплуатацию в 1937 году. Тогда четверо ученых высадились на льдину и девять месяцев дрейфовали на ней. После войны изучение Арктики продолжилось: до 1991 года в северной области работали 30 похожих экспедиций.
Со временем находить подходящие места для высадки на лед стало сложнее — немалую роль в этом сыграло изменение климата. Поэтому станция «Северный полюс-2015» стала последней ледовой платформой.
Поскольку высадка на дрейфующие льдины осложнилось, появилась необходимость в создании самодвижущейся ледостойкой станции. Такое судно под каноничным названием «Северный полюс» начали строить в 2018 году. Через два года ее спустили на воду — тогда платформа была готова на 61%.
Судно длиной 83,1 метра имеет водоизмещение около 10,4 тысяч тонн. Платформа способна самостоятельно добраться до необходимого места по воде и тонкому льду, а затем вмораживается в льдину и дрейфует вместе с ней. Корпус этого корабля сконструирован таким образом, чтобы выдерживать нагрузку от сжатия многолетних льдов. Поэтому «Северный полюс» может дрейфовать в течение двух лет.
Судно начнет свой первый рейс первого сентября: во время него исследователи проведут геологические, акустические и океанографические научные работы. Кроме того, станция будет заниматься составлением точных и оперативных прогнозов для судов, которые ходят по Северному морскому пути.