Как подготовить ИТ-инфраструктуру к пиковым сезонным нагрузкам

Всплески продаж во время «Черной Пятницы», Нового Года, 23 февраля и 8 марта нагружают по-максимуму ИТ-инфраструктуру компаний. Главная особенность распродажных периодов в том, что максимальное потребление мощностей длится короткий период, после чего откатывается на привычный уровень. Для получения прибыли компаниям необходимо быть готовыми к резкому повышению спроса.

Рассказываем, в каких сферах чаще всего происходят пиковые нагрузки, как подготовить ИТ-инфраструктуру, на что опираться при выборе провайдера и как обезопасить себя от злоумышленников.

Для каких сфер характерна пиковая нагрузка

В первую очередь повышенный спрос за короткий период характерен для онлайн-ритейлеров, распродажи привлекают огромное количество пользователей. В среднем во время «Черной Пятницы» транзакций на 530% больше, чем в обычную пятницу. Даже минута простоя сайта обойдётся очень дорого, компания может потерять тысячи покупок.

Для авиаперевозчиков период повышенного спроса — лето, сезон отпусков. Поток клиентов в строительные магазины приходится на весну, поскольку люди готовятся к строительству или ремонту своих загородных домов.

Скачкам спроса подвержена сфера онлайн-образования. Люди массово стартуют в обучении с началом учебного года: дети возвращаются с каникул, а взрослые, как правило, предпочитают также учиться, начиная с сентября.

Стоит учесть, что большее количество курсов не рассчитаны на учебный год в девять месяцев, к тому же многие бросают обучение. Помимо непосредственно месяца старта учёбы, влияют другие временные факторы: каждый час начинаются уроки, когда ученики единовременно заходят в онлайн-кабинет, больше всего пользователей обучаются в вечернее время и находятся в московском часовом поясе. 

Вечер буднего дня в начале сентября, скорее всего, станет моментом пиковой нагрузки на ИТ-инфраструктуру образовательной платформы. Помимо начала учебного года, агрегаторы курсов запускают новые программы, старт которых также нагружает инфраструктуру. Распродажи тоже актуальны для Edtech-компаний, например, «Черная Пятница».

Когда лучше начать подготовку

Один известный ритейлер электроники пользовался исключительно своей инфраструктурой. Во время начала распродаж у компании лег сайт из-за проблем в локальной инфраструктуре — ресурсов не хватало на объем позиций, количество сайтов и транзакций.

В перспективе двух-трех месяцев можно спокойно разобраться в возможных проблемах, обновить ПО и развернуть инфраструктуру. Поскольку сайт упал в начале распродажи, единственный выход для ритейлера был в срочном поиске облачного провайдера, которому пришлось справиться с непростой задачей — перенести мощности за полтора дня.

Не всегда можно найти провайдера со свободными ресурсами, который может перевести компанию в облако за столь короткий срок. Стоит заранее это сделать, оптимальный срок — три месяца.

Ключевые аспекты подготовки

Чтобы удовлетворить потребности клиентов, организация должна быть оснащена прочными сетями, надежным соединением и безопасной инфраструктурой. Подготовьте веб-сайты, цифровые платформы и сайты электронной коммерции к повышенному спросу.

Начните с прогнозирования возможных проблем с производительностью и безопасностью, запланируйте техническое обслуживание и проанализируйте статистику за предыдущие годы. Вы можете использовать машинное обучение для прогнозирования потребностей. ML-алгоритмы помогут рассчитать объем ресурсов, который вам понадобится.

Кроме того, реализованные во время этих конкретных кампаний апгрейды помогут улучшить результаты в долгосрочной перспективе.

Проведите стресс-тест

Заранее проведите стресс-тест вашей инфраструктуры: вы будете знать предел возможностей своей системы и будете уверены, что сможете справиться с ожидаемым объемом трафика.

Кастомизируйте свое облачное решение

Защитите онлайн-среду, внедрив облако. Это может обеспечить масштабируемое и гибкое хранилище данных, способное справиться с возросшим спросом на веб-трафик и данные на ваших серверах. Лучше, чтобы сетевой провайдер имел возможность масштабировать облачное решение в соответствии с запросами бизнеса.

Облако позволяет расширить инфраструктуру, когда это нужно, и уменьшить ее на период низкого сезона. Важный плюс облака — компания платит за потребление — гибкость оплаты реализуется в модели pay as you go.

Если организация выбрала локальную инфраструктуру и закупила десять серверов при подготовке к «Черной Пятнице», то в остальное время эти ресурсы не будут полностью использованы. Инфраструктура будет простаивать, хотя изначальные вложения подразумевают потребление всех мощностей.

Провайдеры отвечают за все аспекты управления облачными серверами и гарантируют время безотказной работы, которое они должны поддерживать. Облачный провайдер берет на себя все обслуживание инфраструктуры.

Как правило, чтобы справиться со всплесками трафика, компании выбирают вертикальную масштабируемость: можно быстро изменить конфигурацию сервера на более мощную или добавить ресурсы в облачный сервер — нарастить число vCPU или объем памяти.

Учтите географическую распределенность — многие компании имеют отделения в разных городах и странах. Гораздо удобнее работать с облачным провайдером, у которого есть дата-центры в разных точках и который может покрыть всю географию организации.

Лучше выбрать провайдера, который предоставит максимально комплексные услуги. При выборе оцените, какие у поставщика есть дополнительные услуги, например, DevOps.

Подготовьте к аварийному отключению

Крайне важно разработать план аварийного восстановления, чтобы быть готовым к чрезвычайным ситуациям. Рассчитайте RTO. Определив цель по времени восстановления, вы поймете, как долго можете позволить себе не работать и сколько данных допустимо потерять.

Это означает, что если произойдет инцидент, вы будете достаточно подготовлены, чтобы минимизировать его последствия. Обсудите с провайдером сети, существует ли RTO для вашего бизнеса — продумайте стратегию на случай, если что-то пойдет не так.

Также важны механизмы репликации — чтобы события не потерялись, данные записываются на несколько машин, если сервер падает, он переключается на резервный. Кластер в режиме реального времени определяет, где находятся данные и продолжает их использовать.

Расширьте пропускную способность

Убедитесь, что ваш провайдер может обеспечить приток веб-трафика. Ограниченная пропускная способность может повредить бизнесу, когда большое количество клиентов попытается зайти на ваш сайт одновременно. Как правило, первые десять секунд посещения страницы имеют ключевое значение для решения пользователя остаться или покинуть сайт.

Устойчивый веб-хостинг — один из главных аспектов подготовки инфраструктуры. Провайдер может гарантировать 99,99% времени безотказной работы вашего сайта, устойчивое соединение и неограниченную пропускную способность. Обязательно обсудите с поставщиком услуг ваши ожидания от хостинга.

Улучшите скорость загрузки вашего сайта. Помимо сезона пиковых нагрузок, это ключевой аспект успеха сайта в течение всего года. Максимальная скорость загрузки веб-страниц способствует продажам.

Используйте CDN, чтобы держать контент ближе к конечным пользователям. Сеть доставки контента может значительно увеличить скорость загрузки вашего сайта. Также CDN используют против DDoS-атак.

Защитите инфраструктуру от злоумышленников

Во время пиковых нагрузок сайты уязвимы для DDoS-атак. Злоумышленники знают, что розничные сети будут испытывать большой наплыв посетителей, и понимают, что этот период имеет решающее значение для финансового благополучия организации. Работа хакера облегчается уже возросшим трафиком, который вы ожидаете.

Убедитесь, что применяете необходимые меры безопасности: брандмауэры, SSL-сертификаты.

Поскольку вы собираетесь получать большое количество онлайн-платежей, вам необходимо убедиться в защищенности данных ваших клиентов. В периоды резкого повышения спроса распространены фишинговые атаки.

Хакеры рассылают сообщения, связанные с оплатой, подтверждениями заказов и купонами, которые содержат вредоносные ссылки. Это то, что невозможно предотвратить, поэтому важно обучить своих сотрудников и доносить информацию до клиентов, как распознать фишинг и что не следует доверять подобным письмам.

Какие преимущества у облака ITGLOBAL.COM

Публичное облако ITGLOBAL.COM развернуто на оборудовании, размещенном в надежных дата-центрах в Москве, Минске, Алматы, Нью-Джерси и Амстердаме. В основе аппаратной платформы — блейд-серверы Cisco и all-flash-системы хранения данных NetApp.

ITGLOBAL.COM предлагает единую панель управления всеми облачными сервисами компании, что значительно повышает удобство и прозрачность работы.

Каждая система виртуализации имеет собственную консоль, и, как правило, пользователю для управления своими ресурсами в разных странах и на разных гипервизорах необходимо использовать большое количество различных интерфейсов и консолей. В панели ITGLOBAL.COM все управление происходит в едином личном кабинете, который дает возможности:

  • полноценно управлять ВМ на базе гипервизора vStack (входит в реестр ПО РФ);
  • создавать и управлять ВМ в любом из 6 дата-центров по всему миру;
  • управлять любыми другими услугами, в том числе IaaS на базе VMware, K8S, Managed IT;
  • иметь доступ к VMware Private Cloud;
  • заказывать новые услуги;
  • обращаться в техническую поддержку;
  • получать прозрачный биллинг и графики загрузки за большие периоды.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях