Почему советник по IT из Главного Управления Обустройства Войск решил создать облачный СКУД, что не так с ИИ-системой распознавания лиц и как стартап привлек 200 млн инвестиций.
Фаундер
Предпосылки
Основная масса решений по внедрению систем контроля и управления доступом (СКУД) в России реализована на базе карточного доступа: сотрудники и гости получают карточки, которые прикладываются к считывателям, на турникетах или у дверей. Также в некоторых локациях до сих пор используют бумажные журналы для записи данных посетителей.
Минусы ведения бумажных журналов очевидны, а у карточного доступа есть несколько недостатков. Во-первых, оформление карт занимает до 30 минут. Во-вторых, ежемесячно в среднем теряется 7% карт. В третьих, карты можно передавать друг другу. Кирилл Кириллов захотел изменить это и создать принципиально иную систему контроля доступа.
Идея
Кирилл Кириллов был советником по IT в Главном Управлении Обустройства Войск, где занимался реализацией программ управления строительными процессами. Объекты располагались по всей России. При необходимости внедрения СКУД на объекте где-нибудь на Камчатке туда отправлялся IT-инженер и на месте развертывал локальную пропускную систему. Это трудно, долго и затратно. Так у Кирилла родилась идея облачной пропускной системы, управляемой удаленно.
«Мой пропуск» — это система контроля доступа по QR-коду, который создается в мобильном телефоне и считывается контроллером. В 2021 году компания разработала и развернула производство контроллеров в подмосковном Зеленограде.
В 2022 году запустили продажи, а в 2023 начали поиск корпоративных клиентов.
Как работает система «Мой пропуск»
«Мой пропуск» — это SaaS-платформа развернутая в облаке публичного провайдера.
Возможности:
- управление доступом к объектам;
- администрирование пропусков;
- выгрузка данных о проходах сотрудников и посетителей;
- формирование табеля учета рабочего времени.
Особенности
Система позволяет создавать виртуальные пропуска, то есть привязать пропуск в библиотеку, банковскую карту или «Тройку» и проходить по ним. Похожая функциональность есть у шведской компании Axis, одного из мировых лидеров систем контроля доступа.
Уникальная функция системы — реализация мобильного телефона в качестве контроллера. Для этого у входа в помещение приклеивается NFS-метка, а телефон ее сканирует и открывает доступ. С финансовой точки зрения это выгодное решение, не требующее прокладки кабеля и монтажа считывателя.
Есть реализация контроля доступа при помощи технологии BLE — Bluetooth Low Energy. Пользователь получает доступ на территорию охраняемого объекта, не доставая телефон из кармана.
Также есть функция «Виртуальная кнопка», позволяющая открывать двери нажатием кнопки в приложении или динамической странице.
Для развертывания СКУД используются два типа контроллеров:
- IOT-контроллер на базе общедоступного чипа esp32. Один контроллер обслуживает до 12 дверей;
- MyPass-контроллер на базе микрокомпьютера Linux, обладающий всем функционалом IOT контроллера и дополнительными возможностями. Контроллер способен «слушать» до 255 физических кнопок или датчиков состояния.
Модели развертывания
Реализованы два способа внедрения: SaaS и локальная. SaaS — это подписная модель с оплатой по числу точек доступа, при этом база данных находится в облаке, а вендор отвечает за функционирование системы. Локальное внедрение реализуется на инфраструктуре клиента. Обычно его выбирают корпоративные клиенты, не желающие размещать свою базу данных в облаке. Они подключают «Мой пропуск» к своей ERP, а вендор обеспечивает поддержку и обновление системы.
В «Моем пропуске» через API реализована интеграция с другими системами: управлением коворкингом, автоматизацией парковок, управлением заявками в бизнес-центрах.
Внедрение системы в уже развернутое на объекте оборудование контроля доступа не вызывает трудностей, так как «Мой пропуск» совместим с 99% пропускных систем. Сама система монтируется за один день.
Рынок
В основном на рынке представлены системы на базе искусственного интеллекта, распознающие посетителей по лицу. Это хорошая, востребованная технология, очень популярная в корпоративном сегменте.
«Распознавание по лицу зачастую выбирается по соображениям престижа. Как следствие, внедренная система не всегда используется по назначению».
Кирилл Кириллов, CEO
На рынке сильная конкуренция между решениями СКУД, основанными на распознавании лиц. При этом не все компании создают качественные решения. Распознавание требует установки дорогих камер, однако хорошим показателем считается распознавание 98% людей. То есть из 1000 человек 20 окажутся нераспознанными. В распознавании номерных знаков автомобилей критерий качества еще ниже — хорошим считается распознавание 80% номеров.
Еще один минус создания решения с использованием распознавания лиц — необходимость соблюдать закон ФЗ-152 о персональных данных со всеми вытекающими обязанностями.
Понимая недостатки систем с распознаванием лиц, основатели «Моего пропуска» пошли другим путем.
Текущие результаты и финансирование
В 2000 году компания привлекла 200 млн рублей инвестиций.
У «Моего пропуска» большой пул клиентов из сферы недвижимости: коворкинги, креативные пространства, бизнес-центры и жилые дома. С корпоративным сегментом сложнее — он не любит стартапы. К тому же крупному бизнесу трудно резко отказаться от пластика, особенно если на объекте несколько тысяч карточек в обороте. Обычно «Мой пропуск» заходит на объекты для организации гостевого доступа и постепенно замещает карточную систему.
«С одной стороны, стало сложнее — появилось много стартапов. С другой — плюс в том, что ушли иностранцы и конкуренция стала ниже».
Кирилл Кириллов, CEO
Команда
- Максим Ярцев — СTO, магистр техники и технологий по направлению «информатика и вычислительная техника».
- Алексей Толстобров — lead developer, магистр техники и технологий по направлению «информационная безопасность».
Планы и перспективы
Проект развивается, хотя системно продвижением не занимаются. В основном клиенты приходят по рекомендациям. Они внедряют решение на одном объекте и через какое-то время возвращаются, чтобы установить «Мой пропуск» на следующем. Сейчас тесно работают с популярной платформой для управляющих организаций и планируют развивать партнерство. Пока ограничиваются рынком России.
«Ради интереса съездили на выставку в Дубай и сделали три коммерческих предложения потенциальным клиентам. В одном конкурсе заняли второе место и поняли, что конкурентоспособны. Однако на мировой рынок выходить планируем не раньше, чем через пару лет. Сейчас видим огромный потенциал в России».
Кирилл Кириллов, CEO
Контакты
Стать партнером или клиентом можно, связавшись по телефону: +7 926 964 20 29 или электронной почте: info@oneqr.ru.