Пользовательские интерфейсы на основе ИИ решают проблему непродуманного дизайна

Папка «Настройки» в смартфоне — лабиринт из различных опций, которые даже не организованы в алфавитном порядке. И каждая ведет к еще большему списку опций, которые ведут к другим опциям. Это результат десятилетий беспорядочных и непродуманных обновлений и выбора дизайна корпорациями. И теперь искусственный интеллект становится пластырем, который «заклеивает» неудачные дизайнерские решения в технологической отрасли. ИИ используют, чтобы вернуть потребителям базовую практичность.

проблемы с меню и поиском

Apple забыла заповедь Стива Джобса

В 1997 году на мероприятии Apple WWDC Стив Джобс дал замечательный совет скептику из зала: «Вы должны начать с потребительского опыта и работать в обратном направлении до технологий».

Но сейчас iPhone, один из самых популярных потребительских продуктов всех времен, отклонился от этого курса. Его поставляют с 38 предустановленными приложениями, из которых можно удалить 27. После того как владелец загрузит свои любимые приложения для личных финансов, социальных сетей и продуктивности, останется 46 или больше. Но найти то, что нужно, непросто. Приходится создавать отдельные папки и ярлыки.

Со временем Apple решила, что больше нет причин создавать чистый пользовательский интерфейс для iPhone, поэтому владельцы не могут полагаться на свой домашний экран.

В компании справились с задачей так: нет необходимости создавать простой в использовании продукт, если можно добавить ИИ. Если нужно найти приложение или опцию, то для этого есть поисковая система Spotlight. Она найдет все — от текстовых сообщений до той единственной настройки, которая была похоронена глубоко в «матрешке» многочисленных папок.

Современные технологические компании мотивированы не на создание лучших или более удобных продуктов, а на бесконечное расширение как доходов, так и клиентов. Раздутый пользовательский опыт iPhone или Mac — результат постоянных попыток Apple прикрутить к устройствам новые сервисы. Так появились Apple News, Apple Music, Apple Fitness и Apple TV+, и каждый со своим уникальным набором уведомлений и всплывающих окон.

Все это делается для того, чтобы увеличить доход многомиллиардного бизнеса услуг, даже если эти приложения и их различные настройки продолжают ухудшать пользовательский опыт. В 2022 году Apple получила от магазина приложений более 100 миллиардов долларов. Из этого следует, что компания не заинтересована в сокращении количества приложений, которые пользователи устанавливают на свои телефоны. В результате все становится еще более раздутым, сложным в поиске и, в конечном счете, зависимым от искусственного интеллекта Apple.

Google: от порядка — к хаотичному контенту

Миссия Google — «упорядочить всю имеющуюся в мире информацию и обеспечить к ней быстрый и удобный доступ», как говорится на сайте. С 2007 года лидер поискового рынка медленно уничтожал признаки рекламы, позволяя результатам превращаться в беспорядочный контент, оптимизированный для поисковых систем. И этот контент стремится отвлечь пользователя от поиска ответов на его вопросы.

Теперь людям приходится более подробно объяснять поисковой системе Google свой запрос, чтобы она выдавала полезные и точные результаты. Например, несколько лайфхаков, о которых мало кто знает:

  • Берем фразу в кавычки, тогда Google выдаст ссылки, которые содержат фразу в точной форме.
  • Ставим минус, если хотим что-то исключить из поиска.
  • Пишем site:[site] и добавляем сайт, если надо найти что-то именно на одном сайте.
  • Фильтры after или before используем, если надо ограничить выдачу по дате.
  • Логический оператор and пишем, если хотим найти статью про связь двух явлений. А для дизъюнкции пишите or вместо and.

С одной стороны, кажется, что решением проблемы — создание более совершенной поисковой системы или отказ от контента, специально созданного для «игры» в поиск. С другой стороны, Google теперь приходится внедрять инновации, как и в Apple. Решение, которое упростит поиск — генеративный ИИ для обобщения результатов поиска. И проблему он решает, читая источники за человека и выдавая ему готовый ответ.

Все ради прибыли, а не удобства

Пользователи привыкли накапливать приложения и файлы, а технологические компании так и не смогли предложить интуитивно понятный и простой способ их упорядочивания. И их решение заключается не в том, чтобы сделать вещи более организованными или удобными.

Инструменты на основе ИИ для навигации в смартфоне, ноутбуке — это не инновация и революционное решение ради удобства пользователя. Так корпорации, которая продают людям базовое удобство использования своего продукта, решают оптимизировать тот хаос, который наслоился годами. По факту происходит следующее: они берут больше денег с покупателей не за еще более удобные функции, а за то, что исправляют свои ошибки в пользовательских интерфейсах. А громкая фраза «искусственный интеллект» прикрывает ситуацию и завлекает новых покупателей.

Искусственный интеллект влияет на пользовательский опыт и предпочтения

Решение проблем с помощью технологий почти всегда заключается в увеличении количества технологий, даже если они изначально создали проблему. ИИ позволяет ускорить и упростить работу пользователей. Но пользовательские интерфейсы на основе ИИ также лишают человека права выбора и позволяют технологическим гигантам контролировать процесс принятия решений.

Когда человек ищет что-то в Siri, Apple предоставляет потенциально то, что хочет увидеть пользователь, но также и множество других вариантов, выгодных для компаний, например, свои собственные сервисы или предпочтительные результаты поиска.

Google уже предоставляет совершенно разные результаты в зависимости от местоположения человека и неоднократно переделывал сам поиск, чтобы ввести пользователей в заблуждение и заставить их перейти по ссылке, которая в той или иной степени выгодна Google.

Между тем, чтобы полагаться на ИИ, и тем, чтобы самому продираться через плохо продуманное меню и многочисленные ссылки, люди выберут первое. А искусственный интеллект, созданный для того, чтобы направлять пользователя, почти всегда будет отдавать предпочтение тому опыту, который компания хочет получить, а не тому, который на самом деле понравится человеку. Цифровая жизнь людей превратилась в предприятие Big Tech компаний.

 

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях