Социальные сети давно стали неотъемлемой частью жизни большинства россиян. Написать другу или коллеге, поделиться новой фотографией, послушать музыку или почитать новости — все это привычные действия для любого пользователя соцсетей. Другой важной их частью является возможность создавать сообщества или каналы и делиться контентом с окружающими.
«Компьютерра» проанализировала результаты исследований и выяснила, какие соцсети теряют и набирают популярность, а также кто и чем чаще всего делится в социальных сетях в России.
В каких соцсетях чаще делятся контентом
Согласно исследованию Brand Analytics, самой популярной соцсетью в России в октябре 2024 года и по количеству авторов, и по количеству публичных сообщений стала «ВКонтакте». Аналитики под термином «автор» подразумевают каждого пользователя, кто опубликовал хотя бы одно публичное сообщение за месяц. Публичное сообщение, в понимании авторов исследования, — любая публикация на стене, в блоге, статусе или комментариях. Личные сообщения здесь не учитываются.
Так, в октябре минувшего года во «ВКонтакте» насчитывалось 22,4 млн авторов и 378 млн публикаций. Стоит отметить, что в эту статистику не попал Telegram, так как у сообщений на данной платформе нет информации о географии публикаций.
На втором месте по количеству публикаций стали «Одноклассники» (154 млн), а вот по количеству авторов — Instagram* (6,5 млн). Такая тенденция может объясняться тем, что в Instagram* большее количество людей делятся публичными записями (публикациями в ленте и stories), но делают это нечасто; в то же время в «Одноклассниках» гораздо меньше авторов, которые делятся публичным контентом, при этом они выкладывают его гораздо чаще.
На третьем месте по количеству авторов оказался YouTube (4,7 млн), а вот по количеству публикаций как раз Instagram* (30,1 млн). Наименее популярными соцсетями оказались TikTok, в котором за месяц оказалось лишь 0,7 млн публикаций и 0,1 млн авторов, и X (бывший Twitter), который насчитал 5,5 млн публикаций и 0,1 млн авторов.
Telegram вытеснит всех?
Итак, в Telegram нельзя узнать географию сообщения, но можно подсчитать весь контент на русском языке. Согласно результатам исследования Brand Analytics, все популярные соцсети за последние три года показали спад по количеству русскоязычных авторов, кроме Telegram. Здесь отмечается ежегодный интенсивный рост тех, кто публично делится контентом.
Также небольшой рост авторов был отмечен в «Яндекс Дзен» и на RuTube, но все же эти площадки пока не обладают достаточной популярностью среди авторов. Хотя тенденция к их постепенной популяризации может в скором времени все изменить.
В октябре 2021 года самой популярной площадкой для авторов в России являлся Instagram* — 38,1 млн человек. Спустя год, в октябре 2022-го, популярность данной площадки резко упала до 17,2 млн авторов. Очевидно, это связано с запретом соцсети на территории России. В 2023 году количество авторов еще немного снизилось и составило 16,9 млн. В 2024-м произошел еще один резкий спад до 6,5 млн авторов, и все-таки соцсеть сохраняет за собой второе место по числу авторов из России (без учета Telegram).
Спад показала не только запрещенная соцсеть — та же участь ждала и другие площадки. Например, в 2022 году количество авторов «ВКонтакте» выросло в сравнении с 2021-м, но уже в 2023-м стало снижаться, что продолжилось и в прошлом году. Вместо 28 млн в 2022 году осталось 22,4 млн авторов в 2024-м.
На YouTube число авторов с 8,5 млн в 2021 году упало до 4,7 млн в 2024-м; в «Одноклассниках» — с 5,1 млн до 3,6 млн; в Facebook* — с 2,9 млн до 0,8 млн; в TikTok — с 4 млн до 0,1 млн авторов.
В Telegram же дела обстоят абсолютно иначе. В октябре 2021 года количество русскоязычных авторов здесь составляло 4,3 млн; спустя год оно поднялось до 10,5 млн; спустя еще год — до 14 млн. В 2024 году соцсеть показала взрывной рост — число авторов, публикующих контент на русском языке, выросло сразу на 10 млн и составило 24,1 млн.
Данные по числу авторов в «Дзен» и RuTube приведены в исследовании только за 2023 и 2024 годы. Так, в 2023-м на «Дзен» публиковалось 0,6 млн авторов, а спустя год уже 1 млн. На RuTube за это время число авторов выросло с 0,1 млн до 0,4 млн.
Что по контенту?
С объемом контента в соцсетях в России обстоят дела примерно так же, как и с количеством авторов, за исключением пары интересных тенденций.
Самый резкий спад количества публикаций за последние три года был отмечен, что ожидаемо, в Instagram* — со 135,3 млн в октябре 2021 года до 30,1 млн в 2024-м. Также спад по объему публикуемого контента наблюдался во «ВКонтакте» (с 408,8 млн до 378 млн за три года); на YouTube (с 28,1 млн до 23 млн); в Facebook* (с 22,5 млн до 6,3 млн); X (бывший Twitter) — с 31,3 млн до 5,5 млн и TikTok — с 8,5 млн до 0,7 млн. Такие данные приводит Brand Analytics.
Первой интересной тенденцией является то, что в этот список не попали «Одноклассники». Несмотря на то, что количество авторов на площадке продолжает снижаться, объем контента, напротив, за последний год начал уверенно расти. Так, в октябре 2021 года количество публикаций в соцсети составляло 88,5 млн, и к 2023-му этот показатель снизился до 67,8 млн. Но в октябре 2024 года число публикаций резко возросло до 154 млн. Возможно, это связано с масштабным обновлением новостной ленты на площадке, которое произошло в конце сентября 2023 года.
Вторая интересная тенденция связана с Telegram. Дело в том, что в октябре 2024 года количество русскоязычных публикаций на площадке составило 1 млрд 109 млн, из которых 469 млн (а это 42%) — это спам. При этом количество спам-авторов от общего числа авторов на площадке, по данным исследования, составляет лишь 0,5%, или 113,6 тыс. Соответственно, это ничтожно малое число пользователей генерирует чуть ли не половину контента на площадке и представляет собой просто спамеров. Авторы исследования под спамерами понимают тех, кто постит более 200 публичных сообщений в сутки, зачастую очень схожих.
Отметим, что большинство пользователей Telegram в 2023 году, согласно исследованию Tgstat, были подписаны более, чем на 50 каналов (25,2% участников). 21,8% подписаны на 26-50 каналов. Самой малочисленной является группа пользователей, подписанных на 1-5 каналов (6,4%). При этом читают регулярно, как правило, 6-10 каналов (28,9%) или 1-5 каналов (25,1%).
Самыми читаемыми каналами в Telegram стали новостные (85%). На втором месте разместились развлекательные каналы (62%), а на третьем — образовательные (58%). Также пользователи площадки читают политические каналы (50%), личные каналы своих друзей (45%), каналы про СВО (36%) и каналы блогеров и звезд (31%).
Кто чаще всего публикует контент в соцсетях?
Согласно данным исследования Brand Analytics, во «ВКонтакте» самой активной в публикации контента аудиторией на октябрь 2024-го являются женщины в возрасте 35-44 лет. Доля женщин среди авторов на площадке составляет 62,8%, а к указанной возрастной категории принадлежит 28,7%. На втором месте расположились авторы в возрасте 25-34 лет; на третьем — 18-24 лет. При этом статистика может быть немного некорректной, так как возраст указан лишь у 48% авторов.
В Instagram* отмечается внушительное преобладание женской аудитории среди авторов — 81% от общего числа. При этом данные о возрасте пользователей в соцсети отсутствуют. А вот на YouTube, наоборот, преобладают мужчины — 63,9% авторов мужского пола. Информация о возрасте на площадке также отсутствует.
В Facebook* 62,5% авторов являются женщинами. Возраст указан лишь у 1,44% авторов, и среди них самой многочисленной группой являются люди в возрасте 45-54 лет (33,5%). На втором месте возрастная категория 35-44 лет (29,8%).
В TikTok среди авторов также преобладает женский пол — 66,6%. Информация об их возрасте отсутствует. А вот в X (бывший Twitter) публикуется больше мужчин — 62,4%. О возрасте авторов на площадке также ничего неизвестно.
По результатам исследования Tgstat, в 2023 году среди администраторов каналов в Telegram было чуть больше мужчин, чем женщин, — 59% против 41%. При этом большая часть каналов существовала на тот момент меньше года (36%).
Так, самой «мужской» площадкой в России можно назвать YouTube, самой «женской» — Instagram*.
Тренды в развитии социальных медиа в России
По словам авторов исследования Brand Analytics, в 2020 году во время пандемии в России наблюдался резкий рост количества авторов — 30%. Затем в 2021 году наступило затишье. В 2022 году аналитики отметили резкий рост активности авторов — стало на 36% больше публичных сообщений.
В октябре 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го объем ежемесячного контента увеличился на 16,8%, а ежемесячно активных авторов — на 16%, составив рекордные 75 млн активных авторов в месяц, делящихся 1,8 млрд публикаций.
При этом эксперты отмечают, что общий рост в социальных сетях обеспечен, в первую очередь, ростом Telegram. Кроме того, сейчас отмечается тенденция на популяризацию отзывов, которые в октябре 2024 года составили 17% от авторов всех социальных сетей. Основными площадкам для пуликации отзывов являются маркетплейсы.
Реклама и заработок
Среди 15 тысяч администраторов Telegram-каналов, опрошенных в ходе исследования Tgstat в 2023 году, только 3 тысячи монетизируют эту деятельность. Среди тех, кто постит рекламу, чаще всего встречаются владельцы 2-3 каналов (58%). Не выкладывают рекламу, как правило, администраторы одного канала (64%).
Почти треть тех, кто не монетизирует ведение канала, просто ждут, когда аудитория станет больше. Так ответили 32% опрошенных. Но большая часть администраторов не постит рекламу потому, что ведет канал для души (67%). Также 10% ответили, что ведут канал бренда, польза которого не в продаже рекламы, а в продвижении своих услуг.
40% участников исследования зарабатывают с Telegram-каналов меньше 5 тыс. рублей в месяц, а 25% — от 6 до 30 тыс. рублей. Есть и те, кто зарабатывает сотни тысяч — от 150 до 500 тысяч рублей ежемесячно зарабатывает 7,7% владельцев каналов, а более 500 тыс. рублей — 4,1%. Доход от канала складывается из трех составляющих: размещение рекламы (69%), продажа собственных товаров/услуг (38%) и партнерские программы (15%).
Согласно отчету VK за 2023 год, рост заработка авторов «ВКонтакте» за год составил 37% и достиг в общей сложности 5,5 млрд рублей. Из них 780 млн рублей авторы заработали с помощью функции VK Donut, а оказывать финансовую благодарность любимым блогерам через эту функцию стало на 56% больше пользователей. Вдвое увеличилось количество сообществ, подключивших VK Donut.
Самыми привлекательными тематиками для донатов «ВКонтакте» оказались манга и анимэ, k-pop, дети и родители, творчество, приложения и игры.
Как сообщает ppc.world со ссылкой на отчет «Одноклассников», средний заработок авторов на площадке за 2023 год вырос на 36%. Самые успешные блогеры зарабатывают в соцсети порядка 150 тыс. рублей в месяц. Самыми прибыльными на площадке являются сообщества о кулинарии, путешествиях, DIY (сделай своими руками), образовании, книгах и садоводстве.
«Дзен» в 2023 году вошел в тройку площадок, на которых публикуется больше всего нативной рекламы. Здесь было опубликовано 24% от всех рекламных постов.
Рекламные инструменты в Instagram*, TikTok, а также на YouTube недоступны россиянам с 2022 года. Авторы продолжают зарабатывать на нативной рекламе, однако статистических данных об объемах такого заработка нет.
* принадлежат компании Meta, признанной на территории РФ экстремистской организацией.