Законодатели предложили обязать маркетплейсы показывать пользователю первыми карточки российских товаров. Идея о «российской полке» обсуждается с 2023 года, но единого мнения о том, как будет реализован этот проект, нет.
В Госдуму внесен законопроект, предлагающий обязать маркетплейсы показывать в своих каталогах первыми 15 товаров только отечественного производства. Документ подготовлен замруководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» Дмитрием Гусевым, его поддержали депутаты фракции и глава комитета по труду Ярослав Нилов (ЛДПР).
Предлагается предоставить правительству право устанавливать критерии, по которым товары будут считаться «отечественными». При этом правительство будет учитывать, насколько производство этих товаров локализовано в России.
Дмитрий Гусев уверен, что «российская полка» на маркетплейсах даст преимущество российским производителям, стимулирует их рост и улучшит реализацию продукции. Это будет способствовать развитию индустрии и усилит конкурентоспособность товаров, а также повысит занятость населения и налоговые поступления.
С 2023 года обсуждается введение «российских полок» в розничных магазинах: депутат «Единой России» Татьяна Буцкая выступила с инициативой, но в законопроекте не было указано минимальной доли российских товаров. Предполагалось, что уполномоченный орган будет определять ее для каждой категории товаров на основании мониторинга рынка. В октябре 2023 года в законопроект были внесены изменения, касающиеся онлайн-розницы. Минпромторг должен был установить долю продукции отечественного производства, которая не должна была превышать 50% или 50 первых позиций товаров. Минэкономразвития сочло эту идею нереализуемой из-за технических проблем.