В Российской Федерации ведется общественная работа над проектом Федерального закона «О регулировании систем искусственного интеллекта в Российской Федерации», который призван создать комплексную правовую базу для развития и применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в стране.
Законопроект разработан в рамках реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года и учитывает положения действующего законодательства в сфере информационных технологий и защиты данных. 12 февраля 2025 г. в Госдуме РФ состоялось заседание Рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте. Организаторами мероприятия выступили АНО «Агентство Цифрового развития», сообщество бизнеса и власти «СЕТЬ лидеров» и Исследовательский центр «Аналитика. Бизнес. Право».
Открыл заседание Андрей Николаевич Свинцов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи.
«Мы наблюдаем колоссальный объем контента, создаваемого с помощью искусственного интеллекта — от сценариев и книг до медицинских формул и фармацевтических разработок. Все это подпадает под авторское и патентное право, и неизбежно возникнут серьезные правовые коллизии. Задача Государственной Думы — заблаговременно создать необходимую законодательную базу, чтобы граждане понимали перспективы регулирования».
Свинцов Андрей Николаевич, заместитель председателя Комитета ГД РФ и по информационной политике, информационным технологиям и связи
Первый заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Российской Федерации Ткачев Антон Олегович выступил с приветственным словом.
«Нам необходимо оперативно, но взвешенно, внести понятие искусственного интеллекта в новое законодательство, учитывая, что действующее регулирование заканчивается в июле этого года. Это вопрос выбора стратегии. Кроме того, нам необходимо четко определить, какие именно системы искусственного интеллекта мы будем регулировать».
Ткачев Антон Олегович, первый заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи ГД РФ
Отдельно стоит отметить, что активное участие в разработке законопроекта принимает Наумов Станислав Александрович, заместитель председателя Комитета ГД РФ по экономической политике, собравший вокруг себя известных экспертов в данной области.
В работе приняли в качестве модераторов участие генеральный директор АНО «Агентство Цифрового Развития» Мостовщиков Алексей Александрович и директор Исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» Шайдуллина Венера Камилевна – сопредседатели рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте. Они указывают, что сейчас в мире идет активная гонка в сфере развития ИИ. И у России есть потенциал не только участвовать в этой гонке, но и побеждать. В этом контексте огромное значение имеет правильное регулирование отрасли. Важно найти баланс и не допустить чрезмерных ограничений, предоставив необходимую свободу всем участникам экосистемы ИИ – разработчикам систем, интеграторам и конечным пользователям, обеспечив при этом адекватное распределение ответственности.
Представленный на обсуждение законопроект состоит из семи глав и охватывает все ключевые аспекты регулирования ИИ. В первой главе даются определения основных понятий, включая само определение искусственного интеллекта, технологий ИИ, а также роли различных участников: операторов, разработчиков и пользователей систем ИИ. Особое внимание в законопроекте уделяется маркировке систем ИИ. Данную редакцию законопроекта представила Болобонова Мария Олеговна — адвокат, советник президента НАУФОР.
«В ходе работы над законопроектом в рамках нашей рабочей группы мы столкнулись с серьезной проблемой. Когда мы сформулировали нормы в области градации рисков, маркировки контента и защиты данных, и представили их на обсуждение профессиональному и экспертному сообществу, практически каждая норма была подвергнута конструктивной критике. Проблема заключается в том, что юристы, не до конца понимая специфику алгоритмов искусственного интеллекта, предлагают общие нормы регулирования. Если использовать методологию оценки рисков и анализировать долгосрочные последствия введения запретительных или ограничительных норм на 5-15 лет вперед, мы рискуем создать условия, при которых представители IT-сферы могут покинуть нашу страну. Экспертное сообщество предложило нам, юристам, следовать разрешительному подходу».
Болобонова Мария Олеговна, адвокат, советник президента НАУФОР
Управляющий партнер Исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» Венгеровский Евгений Леонидович представил анализ судебной практики, подтверждающий необходимость принятия законопроекта. Он отметил рост числа дел с использованием искусственного интеллекта на 39% за последние 4 года, причем 58,8% составляют гражданские споры. Административные дела занимают 29,4%, а уголовные – лишь 11,8%.
Фрумина Светлана Викторовна, заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтех РЭУ им. Г.В. Плеханова, доцент Финансового университета, предложила обратить внимание на проблемы в страховании. В текущем проекте закона используются термины «ограниченный уровень риска» и «умеренный уровень риска» как синонимы, необходимо уточнить их идентичность. Также она заметила, что требование оценки рисков для разработчиков может быть дорогостоящим, что снизит их мотивацию к разработке систем ИИ. Поэтому нужно предусмотреть стимулирующие меры поддержки для проведения оценки рисков.
Алиса Владимировна Шабаева, исполнительный директор Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике, отметила наличие запроса на решение проблем, связанных с искусственным интеллектом. В их числе: экологическая безопасность, безопасность жизни и здоровья, этические аспекты, применение технологий в финансовой сфере, образовании и маркетинге. Необходимо определить границы использования искусственного интеллекта в маркетинге и PR.
Ксенофонтова Елена Владимировна, председатель АНО «Палата медиаторов» обратила внимание на необходимость сбалансированного взаимодействия государства и частного бизнеса в сфере ИИ. Особое значение стоит уделить произведениям с недоступным правообладателем — произведение, в отношении которого, невозможно найти автора или правообладателя. Использование такого произведения ограничено, поскольку нет возможности заключить лицензионный договор или договор о передаче исключительных прав с автором или правообладателем. Проблема становится актуальной в мировом масштабе, поэтому предлагаю ввести маркировку результата, сгенерированного с помощью ИИ.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов отметил, что общество скоро столкнется с новой реальностью, где искусственный интеллект будет обрабатывать любую информацию. Государство уже живет в этой реальности, но пока не ощущает критическое влияние ИИ на безопасность граждан. Главный вопрос – как грамотно выстроить систему взаимодействия человека и искусственного интеллекта.