Wildberries предупредил о возможности пропажи товаров иностранных продавцов в случае обязательной регистрации через «Госуслуги». «Авито» также ожидает отток пользователей на другие площадки.
Введение обязательной идентификации продавцов на российских торговых площадках через портал госуслуг может привести к ограничению международного роста онлайн-торговли, сообщили в пресс-службе объединенной компании Wildberries и Russ. «Принятие этой нормы приведет к резкому сокращению предложения иностранных товаров на российских площадках и создаст преференции для иностранных маркетплейсов. В случае с Wildberries данная дискриминационная инициатива также заблокирует все международное развитие компании, в том числе налаженный бизнес в семи странах и планы развития маркетплейса на новых рынках», — заявил представитель компании.
15 февраля правительство внесло в Госдуму законопроект «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий». Он предлагает ввести обязательную идентификацию через «Госуслуги» для размещения предложений купли-продажи товаров и услуг на интернет-платформах. Предлагается распространить меру на интернет-площадки с более 200 тыс. российских пользователей в день.
Wildberries сообщила, что для иностранных продавцов недоступна аутентификация через «Госуслуги». Иностранцы не могут разобраться в нюансах регистрации, подтвердить аккаунт и получить доступ к сайту без физического присутствия в России.
«Авито» также обеспокоено последствиями принятия этой инициативы. Согласно новому законопроекту, каждый пользователь перед продажей товара на сайте объявлений должен пройти верификацию через «Госуслуги». По результатам внутренних опросов, более половины граждан откажутся от верификации ради единичных продаж, сообщил представитель площадки. В этой ситуации 40% продавцов перейдут на альтернативные каналы продаж (социальные сети, мессенджеры), что может привести к серьезным последствиям для их безопасности и конфиденциальности личных данных.
«В Авито мы внедрили целый пул инструментов для защиты своих пользователей: от инструментов «безопасной сделки» с транзакцией внутри платформы до ML-моделей, которые реагируют на любое отклонение от безопасного сценария на платформе, а также компенсационный фонд для защиты продавцов и покупателей и выстроенный трек отношений с правоохранительными органами. Мы создаем контролируемую, защищенную среду коммуникаций на платформе. Вне ее периметра такой защиты нет. За счет развития инструментов защиты и вложений в обучение пользователей правилам цифровой гигиены за последние пять лет мы снизили число обращений с жалобами на злоупотребления со стороны пользователей платформы более чем в 100 раз», — сообщили в пресс-службе «Авито».
По оценке компании, менее 50% малого и среднего бизнеса имеют аккаунт на «Госуслугах», поэтому важно обеспечить им возможность верификации альтернативными способами, например через банковские ID и реквизиты.
Стало известно, что правительство готовит дополнительные меры регулирования отрасли: планируется создать реестр маркетплейсов с аудиторией более 100 тыс. пользователей в сутки, чтобы ограничить круг лиц и компаний, попадающих под регулирование. Однако, как предупреждают участники рынка, это может существенно ограничить возможности продавцов в продвижении своих товаров, а штрафы за нарушения могут оказаться неоправданно высокими.