Музыкальная индустрия и генеративные технологии: заменит ли ИИ сонграйтеров?

Появление генеративного ИИ открыло новые горизонты для создания музыки. Сегодня нейросети могут создавать мелодии, гармонии, аранжировки, тексты песен и даже имитировать вокал по простому текстовому запросу. «Компьютерра» поговорила с экспертами и выяснила, какие возможности и, напротив, риски для музыкальной индустрии несет использование генеративных технологий.

ИИ на сцене: как технологии уже меняют музыкальную индустрию

Одним из главных преимуществ искусственного интеллекта является существенная экономия на производстве. Вместо найма композитора достаточно купить подписку на сервис (например, Avia.AI за €33 в месяц или Mubert от $14). Нейросети позволяют задавать жанр, настроение и инструменты в описании и получать готовую дорожку. Аналоги текстовых ИИ для музыки уже демонстрируют впечатляющие результаты.

Например, «Яндекс.Музыка» внедрила режим «Нейромузыка»: непрерывные радиоэфиры, полностью сгенерированные ИИ под определенные настроения (бодрость, спокойствие, вдохновение). Алгоритм обучен на тысячах готовых композиций и виртуально проигрывает мелодии «живыми» инструментами; при лайке/дизлайке музыка подстраивается под вкус слушателя. 

Нейросети могут не только придумать мелодию, но и автоматически сгенерировать текст и аккордовую аранжировку под него. Существуют прототипы ИИ, способные «петь» — создавать вокальные партии в заданном тембре или даже имитировать голос известного исполнителя.

Более того, стало возможным создавать полноценные виртуальные ансамбли. Классический пример — проект в «Сколково» и Фонде «Опера»: симфонический оркестр исполнил симфонию №1 «Космос», полностью сгенерированную ИИ совместно с композитором Петром Дрангой. Для этого «Skoltech AI Center» настроил нейросеть, которая сгенерировала и музыку, и два «виртуальных» голоса (баритон «Фантом» и тенор «Фаринелли»). По словам участников проекта, ИИ-инструменты выступили лишь как расширение творческих возможностей — человек все равно контролировал процесс и вносил художественные правки.

C 2020 года даже проводится аналог Евровидения для треков, созданных ИИ «AI Song Contest». А в 2023 году виртуальные «исполнители» впервые попали в чарты: например, AI-певица Anna Indiana выпустила дебютные синглы в поп-стиле. 

Музыкальная индустрия начинает использовать ИИ и на коммерческой основе: лейблы экспериментируют с коллаборациями ИИ и артистов. Так, экс-возлюбленная Илона Маска певица Grimes в своих соцсетях заявила, что не боится ИИ и готова делиться доходом (до 50%) с любыми «песнями с ее голосом», сгенерированными нейросетью. Певица назвала это «слиянием с машиной» и новым подходом к творчеству, который она приветствует. 

«ИИ уже сейчас генерирует треки, которые неискушенный в вопросах продакшна человек не способен отличить от работ живых музыкантов, — утверждает Евгений Бесман, владелец лейбла Neuropunk и артист проекта Gydra. — Многие артисты опасаются, что массовое внедрение ИИ приведет к снижению спроса на авторскую музыку и уменьшению доходов — по предварительным прогнозам, к 2028 году реальные исполнители могут потерять до 24% дохода из-за конкуренции с ИИ-контентом».

Аналитик и эксперт NeuroCore Роман Федоров объясняет: «ИИ уже умеет генерировать уникальные треки без человека, при желании можно создать автономный пайплайн создания контента, где система может обеспечить полный цикл производства: от создания до непосредственной доставки на музыкальные площадки. Но есть нюанс: результат часто получается “среднестатистическим”». 

«Нейросеть всегда опирается на датасет (набор данных), стремясь к среднестатистическому идеалу, который основан на том, какие параметры и данные заложил разработчик в обучающий датасет. В то время как человек может сознательно добавить несовершенства, которые делают песню живой». 

Роман Федоров, аналитик, эксперт NeuroCore

Граница закона: авторские права и риски мошенничества с ИИ-музыкой

Несмотря на очевидные преимущества, развитие ИИ-музыки вызывает и серьезные споры. Креативное сообщество встревожено возможным падением ценности труда композиторов и авторов. Так, в 2023 году анонимный продюсер Ghostwriter977 выложил трек «Heart on My Sleeve», где ИИ «сымитировал» голоса Drake и The Weeknd. Песня мгновенно стала вирусной, но лейбл Universal потребовал ее удалить, назвав использование записей артистов для обучения ИИ «нарушением авторского права».

Аналогичное произошло с поддельным «треком Eminem», который Spotify тоже удалил по просьбе UMG. Представители Universal отметили: генеративный ИИ, обученный на музыке звезд, ставит перед индустрией выбор — защищать права живых артистов или позволять «глубоким фейкам» безнаказанно конкурировать с ними. 

При этом юристы предупреждают, что судебная практика пока только формируется: в США в 2023 году крупнейшие издатели (UMG, ABKCO и др.) подали иск к компании Anthropic (создателю ИИ Claude), обвинив ее в незаконном копировании текстов песен при обучении нейросети. Аналогичный иск Golden State Warriors (лига NBA) против Anthropic свидетельствует, что мир готов задавать жесткие вопросы об авторском праве в эпоху ИИ.

«На текущий момент самый громкий и резонансный кейс мошенничества с ИИ-генерированной музыкой — это дело американца Майкла Смита, который с 2017 года построил масштабную схему по заработку на стриминговых платформах вроде Spotify, Apple Music, Amazon Music и YouTube Music».

Евгений Бесман, владелец лейбла Neuropunk и артист проекта Gydra

С помощью ИИ и при поддержке CEO одной из ИИ-музыкальных компаний американец генерировал сотни тысяч уникальных треков, оформляя их под несуществующих исполнителей и выдуманные названия. Для каждого трека создавались десятки тысяч аккаунтов-слушателей, управляемых ботами и замаскированных под реальных пользователей с помощью распределения по разным странам. 

Эти аккаунты круглосуточно слушали сгенерированные треки, что приносило Смиту стабильные стриминговые выплаты —  по оценкам, до 661 440 прослушиваний в сутки и более $3 000 дохода ежедневно. По словам Евгения, за несколько лет злодей заработал, по разным данным, от $10 до $12 млн, фактически украденных у настоящих артистов. В 2024 году Смита арестовали и обвинили в мошенничестве с использованием электронных средств и отмывании денег — ему грозит до 60 лет тюрьмы. Это первый в истории США уголовный кейс, напрямую связанный с массовым использованием ИИ для музыкального стримингового мошенничества.

В России отношение к музыкальному ИИ формируется одновременно с законодательством. Согласно действующему ГК РФ, главе IV, статье 1257, автором может считаться лишь гражданин. Поэтому формально чисто сгенерированная нейросетью песня не обладает авторским правом. 

«В России и во многих странах произведения, созданные исключительно ИИ, по текущим законодательствам не признаются объектами авторских прав и не подлежат охране и монетизации. Тем не менее люди вовсю заливают полностью сгенерированные треки в стриминг сервисы и получают от этого роялти». 

Евгений Бесман, владелец лейбла Neuropunk и артист проекта Gydra

«Более того, я лично слышал генерации в топах стриминговых сервисов. Тот же „Яндекс“ нечасто, но подкидывает мне в „Мою Волну“ ИИ-треки, — делится опытом Евгений. — Контролировать этот процесс пока затруднительно, а для бизнеса, скажем прямо, — это дополнительный доход, и они не спешат регулировать модерацию входящего контента, несмотря на законодательство». 

Одновременно регулирующие органы пытаются ввести новые правила. В августе 2023 года в России утвердили концепцию ИИ, а в 2024 году началась разработка специального закона об ИИ. В проекте обсуждается ответственность конечного пользователя генеративной технологии: скорее всего, авторов контента обяжут обозначать его как созданный ИИ, чтобы не вводить слушателей в заблуждение. 

Интересно, что подобные меры уже приняты в мире: 13 марта 2024 года Европарламент принял закон об ИИ, в котором четко сказано, что нейросети должны уважать авторские права, а сгенерированный контент должен быть промаркирован как искусственный. В Китае с 2023 года действует аналогичный регламент: все созданные ИИ треки и видео обязаны быть явно отмечены и не нарушать интеллектуальную собственность. 

Андрей Клюшников, заведующий направления «Музыкальная звукорежиссура» факультета музыкальной индустрии Университета «Синергия», считает, что лейблы заняли жесткую позицию: «Они не стремятся инвестировать в генеративный ИИ, а, напротив, пытаются ограничить его распространение, чтобы защитить права артистов и контроль над контентом. Их стратегия — судебные иски против ИИ-компаний, использующих защищенные треки без лицензий. Это говорит о том, что индустрия пока воспринимает ИИ скорее как угрозу, чем как возможность». 

«Регулирование ИИ-музыки нужно, чтобы защитить права артистов и лейблов. Отсутствие четких законов об ИИ-музыке создает правовую неопределенность: кто владеет правами и как наказывать за плагиат? Сертификация ИИ-треков позволит отделить их от человеческого творчества».

Даниил Веревкин, руководитель музыкального лейбла Ohype

Творчество в тандеме: почему ИИ — помощник, а не замена артистам

Не стоит паниковать раньше времени. Российские ИТ-эксперты утверждают, что ИИ — это лишь инструмент, а не самостоятельный создатель. Подавляющее большинство российских исполнителей не боятся конкуренции с ИИ. Это показали результаты опроса, проведенного федеральной сетью магазинов музыкальных инструментов «Музторг» совместно с «Ренессанс Страхование». Так, 72% респондентов уверены, что ИИ не сможет заменить настоящего музыканта — для 53% этого точно не случится, а 19% считают, что ИИ лишь станет помощником в создании мелодий. 

При этом почти 80% музыкантов считают, что распознают ИИ-генерацию (хотя лишь 18% уверены, что сделают это легко). 67% опрошенных видят в ИИ скорее вспомогательную функцию (подбор ритма, гармонии, идей), чем полноценного «автора». Многие отмечают, что новые технологии даже стимулируют творческий рост: появились обучающие курсы, гитарные уроки, программы по написанию песен, благодаря которым заниматься творчеством стало доступнее.

«Сам пользуюсь ИИ для создания музыки. Для меня ИИ — не инструменталист и исполнитель, — делится опытом Александр Мезенцев, представитель Global CIO и MoneyCat и солист музыкальной группы «гденебо». — Начнем с того, что ИИ не может передать все эмоции трека и песни так, как это делает автор или исполнитель. Я использую ИИ для вдохновения, например, если долго не могу придумать аранжировку, и у меня уже замылился слух».

Схожей позиции придерживается и Даниил Веревкин, руководитель музыкального лейбла Ohype: «Искусственный интеллект в музыке — это только инструмент, а не замена артистов. К примеру, в одном из релизов нашего лейбла MILDIX с треком «Сыграем» использовал нейросеть только для интро, а остальное содержание песни — его талант. ИИ помогает с демо и экспериментами, но, на мой взгляд, душа музыки за людьми».

Веревкин отмечает, что их лейбл использует ИИ для продвижения: создания сниппетов и демо, но их приоритет — поддержка артистов: «Мы видим ИИ как помощника».

Алексей Соловьев, ведущий преподаватель факультета музыкальной индустрии Университета «Синергия», уверен: «ИИ уберет с рынка дилетантов, но не сможет заменить профессионалов. Он обучается на уже существующем материале и не способен генерировать действительно новое. Для опытных музыкантов ИИ станет мощным инструментом и даст ощутимый буст в работе».

«Как человек, напрямую участвующий в разработке нейросетей в NeuroCore, я верю, что технологии ИИ — это инструмент, а не замена артистам. История учит: тракторы вытеснили пахарей, но создали новые профессии вроде механиков. ИИ может забрать рутину, но полностью заменить артиста с его эмоциями и душой? Сомневаюсь. Хотя доля сгенерированного контента растет, и в будущем % такого контента будет только расти».

Федоров Роман, аналитик, эксперт NeuroCore

«Для андеграунд-лейблов, где ценится уникальный стиль и самобытность, ИИ вряд ли полностью вытеснит творцов, но риски для массового рынка и коммерческих авторов высоки, — дополняет Евгений Бесман, владелец лейбла Neuropunk и артист проекта Gydra. — Я думаю, что ИИ полностью заменит стоковую музыку и всякий запрос на короткий музыкальный фрагмент для большого потока рекламного контента, блог-контента и любого «оберточного» сегмента, учитывая, что это практически бесплатно». 

В использовании ИИ при написании музыки Евгений видит некий дух экспериментаторства и свежий взгляд на привычную рутину: «Есть эмоция новаторства». По его мнению, с помощью ИИ можно генерировать очень нестандартные звуки для раскрашивания трека либо быстро получать стандартные, компенсируя время на поиск нужного семпла или синтез нужной текстуры.

«Сейчас ИИ в музыке — это про идеи и оптимизацию времени. Главное: всегда отдавать себе отчет в том, что это лишь инструмент вдохновения. Использование готовых генераций приведет в тупик, загонит в стагнацию, даст риск потери собственного уникального стиля».

Евгений Бесман, владелец лейбла Neuropunk и артист проекта Gydra

Гибридные форматы музыкального ИИ

ИИ открывает новые творческие возможности, но одновременно ставит перед индустрией сложные вопросы. С одной стороны, технологии уже позволяют создавать музыку, ранее требовавшую больших затрат и человеческих ресурсов. С другой — пока рано говорить об абсолютном замещении композиторов: даже самые продвинутые системы пока создают музыку без «души», а за качественные эмоциональные аранжировки и исполнение отвечают именно люди. 

Во всем мире модель отношений уже выстраивается по принципу сотрудничества: артисты приветствуют ИИ как партнера, готового генерировать контент и делиться доходом, а крупные правовладельцы ограничивают его неавторизованное использование. В российском контексте дискуссия продолжается в рамках закона: политики и правозащитники планируют обязать маркировать ИИ-трек, а финальную ответственность, возможно, возложить на пользователя. 

Музыканты же пока относятся к новшеству осторожно, считая, что ИИ может выступать только «инструментом» для человека. И пока никакого повального «замещения сонграйтеров» не наблюдается: спрос на живую музыку и уроки по-прежнему высок. 

Скорее всего, ближайшие годы мы увидим гибридные форматы — когда ИИ берет на себя рутинные задачи (создание базового трека), а творческий человек доводит материал до совершенства. В любом случае, полная замена человека машиной в искусстве пока остается сценарием из научной фантастики, а не реальной практики.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях